logo search
Международное уголовное право

§ 9. Посягательства на национально-культурное достояние народов

В последние два-три десятилетия человечество столкнулось с новой острой проблемой. Речь идет о различных посягательствах на национально-культурное достояние стран и народов, совершаемых в весьма широких масштабах как гражданами страны, откуда ценности похищаются, так и иностранцами. Идет интенсивный вывоз (перемещение) незаконными путями национально-культурного достояния.

Побудительные мотивы к этому различны: от ограбления музеев и частных коллекций, завладения тем, что "плохо лежит", с целью обогащения до хищения из государственных хранилищ с целью нанесения ущерба данной стране. Для многих богатых людей составление коллекций из награбленного — мода, утверждение их "престижа". Национально-культурное достояние стало разменной монетой на рынке бизнеса. Если ранее эти преступления были ограничены рамками конкретного государства, то ныне приобрели международный характер. Они грубо нарушают право государства и народа на собственное национально-культурное достояние.

Памятники истории и культуры – это объекты материальной культуры, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народа, обладающие художественной, научной или иной культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках памятников истории и культуры. В РФ еще в 1978 г. был принят Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", а в 1992 г. — "Основы законодательства РФ о культуре", где регламентируется порядок охраны, использования и передачи другим владельцам этих объектов. Природные комплексы, взятые под охрану государства, определены в Законе РФ "Об особо охраняемых природных территориях", принятом в 1995 г.

Объекты материальной культуры могут быть как движимыми (исторические ценности, в том числе полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности – старинные книги, картины, музыкальные инструменты; предметы коллекционирования и др.), так и недвижимыми (здания, сооружения). Все они подлежат охране в соответствии с названными законами.

Выдающиеся деятели культуры всегда проявляли заботу о сохранении того, что создавалось веками развития цивилизации. Напомним о выдающейся роли русского художника Н.К. Рериха, явившегося инициатором принятия важнейшего международно-правового документа о защите памятников культуры от уничтожения, который получил наименование Пакта Рериха. Его проект был опубликован еще в 1929 г.

Мы не можем оставаться равнодушными к тому, как международные преступники опустошили в России хранилища памятников древнерусской культуры, в Италии и Франции — произведений эпохи Возрождения, в Латинской Америке – оставили пустыню на месте раскопок поселения ацтеков и майя, разграбили драгоценности в Индии и Египте и т. д.

ООН и ЮНЕСКО неоднократно возвращались к вопросу о защите памятников культуры. Были заключены важные соглашения, однако преступный бизнес на национально-культурном достоянии не только не прекратился, но принял еще больший размах. Естественно, что в этом случае свое слово должен сказать уголовный закон. Страны-участницы мирового сообщества, опираясь на имеющиеся международные соглашения, устанавливают ответственность за эти преступления. Однако его подлинная оценка всем международным сообществом еще впереди.

Необходимо отграничивать посягательство на национально-культурное наследие как преступление международного характера от такого преступления как геноцид. А.Н. Трайнин относил уничтожение национальной культуры к геноциду. Известно, что гитлеровцы разграбили национально-культурное наследие народов Европы и Советского Союза. С юридической точки зрения эти похищения — не самостоятельное преступление, а составная часть геноцида. Посягательство на национально-культурное достояние как преступление международного характера отличается от геноцида тем, что оно, во-первых, преду смотрено как самостоятельное деяние; во-вторых, не является средством уничтожения всей культуры вообще; в-третьих, совершается тайно, между тем как уничтожение памятников культуры при геноциде творится открыто.