logo search
Ответы к НИУ ВШЭ

Морские перевозки

Наиболее сложные правовые вопросы возникают при международных морских перевозках. Это объясняется как разнообразием самих отношений в данной области (предметом регулирования), так и различным характером источников правового регулирования (наряду с нормами конвенций и внутреннего законодательства широко используются морские обычаи как национальные, так и международные).

Национальное законодательство

Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ 1999 г.

Первым правовым актом, определившим международный статус коносамента, стала Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), которая была принята под эгидой Международного морского комитета в 1924 году. Конвенция называется Гаагские правила, которые вступили в силу 2 июня 1931 года.

В 1968 году к Конвенции был принят дополнительный протокол, именуемый Правилами Висби, которые вступили в силу 6 декабря 1978 года.

В рамках ЮНСИТРАЛ была разработана новая конвенция, принятая в 1978 году в Гамбурге и получившая название Конвенция ООН о морской перевозке грузов, известная как Гамбургские правила и вступившая в силу в ноябре 1992 года.

Нью-Йоркская конвенция ООН 2009 г. о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) – Россия не участвует.

Ввиду того что между государствами нет единства в отношении применения всех вышеперечисленных конвенций, они действуют не исключая друг друга.