logo
Ответы к НИУ ВШЭ

106. Международная охрана товарных знаков.

Среди патентной охраны объектов промышленной собственности особая охрана осуществляется в отношении товарных знаков. Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (1477 ГК РФ).

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (ТРИПС), вступившее в силу для РФ в 2012 г., определяет товарный знак как любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.

― международная регистрация товарных знаков;

Международная регистрация товарных знаков предусмотрена Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. и Протоколом к нему 1989 г. Участниками указанных международных договоров являются около 100 стран. При этом для большинства из них имеют силу оба данных документа.

Страны-участницы Соглашения образуют Специальный союз по международной регистрации знаков. Также данное Соглашение применяется к лицам, не являющимся гражданами стран-участниц, чьи предприятия находятся на территории стран-участниц.

Международная регистрация товарного знака в соответствии с Соглашением обеспечивает охрану знаков в государствах-участниках Соглашения. В основе лежит принцип, согласно которому знак, зарегистрированный в одной из стран-участниц (стране происхождения), может получить правовую охрану в других странах-участницах в упрощенном порядке путем подачи через свое национальное ведомство заявки на международную регистрацию знака в Международное бюро ВОИС. С момента регистрации в каждой заинтересованной стране-участнице знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно.

Регистрация знака в Международном бюро производится, как указано в Соглашении, сроком на двадцать лет с предоставлением возможности возобновления охраны. Владелец международной регистрации может в любое время отказаться от охраны знака в одной или нескольких странах.

Кроме того, в течение года после международной регистрации товарного знака, в случаях, когда это дозволяется национальным законодательством и в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г., государство-участник может уведомить Международное бюро ВОИС об отказе в охране товарного знака на основании нарушения национального законодательства этого государства.

В Международном реестре также регистрируются данные о передаче прошедшего международную регистрацию товарного знака лицу в другой стране.

Протокол к Мадридскому соглашению ввел в систему международной регистрации знаков некоторые новые правила: заявитель может подавать заявки на международную регистрацию на основании не только национальных регистраций, но и национальных или региональных заявок; заявитель всегда должен определять перечень государств, в которых он хочет получить охрану; срок действия международной регистрации составляет 10 лет с возможностью продления и др.

Протокол вступил в силу для РФ в 1997 г. Согласно Протоколу его правила распространяются на отношения, в которых хотя бы одна из сторон присоединилась к Протоколу, но не является участницей Соглашения. Отношения между участниками одновременно обоих указанных документов регулируются правилами Соглашения, а не Протокола.

В 1973 г. был заключен Договор о регистрации товарных знаков (TRT), который также предусматривает регистрацию товарных знаков через Международное бюро ВОИС. При этом Договор не ограничивает и не исключает действие Мадридского соглашения.

ГК РФ устанавливает, что товарный знак, зарегистрированный в РФ, должен обязательно использоваться. Неиспользование товарного знака в течение 3 лет непрерывно влечет прекращение правовой охраны товарного знака (т.е. прекращение действия регистрации), если только владелец товарного знака не укажет на независящие от него обстоятельства, основанные на существовании препятствий такому использованию. Эти положения ГК РФ соответствуют ТРИПС.

― какой из международных договоров должен применяться в правовой системе Российской Федерации: Женевский договор о законах по товарным знакам 1994 г. или Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г.

В 1994 г. был заключен Договор о законах по товарным знакам, в котором участвует и РФ с 1998 г. Цели этого Договора – осуществление гармонизации и упрощение национального законодательства путем устранения излишних формальностей при подаче заявок и поддержания товарных знаков в силе.

В 2007 г. Россия подписала Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г. Цель договора - создание более благоприятных условий для получения правовой охраны товарных знаков в любых государствах и региональных организациях, гармонизация и упрощение процедуры регистрации товарных знаков.

Договоры регулируют порядок и условия регистрации товарных знаков. Данные Договоры, хоть и имеют общую сферу регулирования (охрана товарных знаков), содержащиеся в них нормы все же имеют отличия. Так, Женевский Договор применяется к знакам, состоящим из визуальных обозначений, и относящимся к товарам или услугам (товарные знаки и знаки обслуживания. Женевский Договор не применяется к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений, в частности, к звуковым и обонятельным знакам, а также к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам. Сингапурский договор также не применяется к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам, а применяется к товарным знакам и знакам обслуживания, но, в отличие от Женевского договора, состоящим из любых обозначений, которые признаются в качестве знаков национальным законодательством государств-участников.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4