logo search
Н

1. Власть и господство Что такое власть?

Ключевым понятием политической антропологии является термин "власть". Согласно классическому определению, данному Максом Вебером (1864‑1920) в его труде "Хозяйство и общество":

власть означает любую возможность осуществлять внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана (Weber 1922: 28).

Другие распространенные в социологии, антропологии и политических науках определения власти также находятся в русле веберовской традиции. Толкотт Парсонс, например, определил власть

как способность принимать и навязывать "решения", которые обязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку, поскольку их статусы попадают под обязательства, предполагаемые такими решениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающих решений совсем не похоже на меры убеждения (Парсонс 1998: 31).

По Мортону Фриду, власть есть способность контролировать каналы поведения других лиц и применять санкции (Fried 1967: 13).

Томас Манн в русле веберовской традиции определяет власть как господство, которое лидер может применять к другим лицам (Mann 1986: б).

В отечественной политантропологической традиции даются схожие дефиниции власти. Так, Л.Е. Куббель определяет власть как волевое отношение между индивидами и группами, обеспечивающее доминирование одних над другими в целях осуществления руководства жизнедеятельностью общества (Куббель 1988: 28‑29).

В ряде работ подчеркивается, что для большинства социальных наук термин "власть" имеет столь же фундаментальное значение, что и понятие "энергия" (Rusel 1938; Adams 1975).

Ричард Адаме, создавший энергетическую теорию власти, определяет власть как способность контролировать обстоятельства и объекты, представляющие интерес для других (Adams 1975).

Определение Жоржа Баландье также находится в поле энергетических трактовок. Власть определяется им как результат необходимости бороться против энтропии и неупорядоченности (Balandier 1967; 1970: 36).