7.1. Понятие санкций и ответственности в хозяйственных отношениях
Нормы права должны быть снабжены инструментом, понуждающим субъектов действовать в соответствии с законом, а в случаях отклонения от предписанного – подвергать участников правоотношений воздействию определенных санкций. Это воздействие может иметь различный характер. У каждой отрасли права имеется свой набор мер.
В хозяйственном праве они разделены на две группы:
1) санкции – как любые последствия нарушения норм;
2) меры ответственности, связанные с имущественным наказанием нарушителя.
Имущественный характер отношений в хозяйственной сфере в принципе предполагает, что за нарушение установленной обязанности будут применены имущественные меры воздействия. Но эти меры (санкции) неодинаковы по своему значению.
Те меры, где имущественное воздействие оказалось не связанным с лишением имущества, должны быть отнесены просто к санкциям, как последствиям несоблюдения норм права. Те же, где воздействие сопряжено с лишением имущества, должны быть отнесены к санкциям – мерам ответственности. В первом случае для применения санкции достаточно факта правонарушения. При этом не требуется специфических оснований, которые необходимы, когда речь заходит о случаях имущественного наказания.
У ответственности и просто санкции различные социальные функции. Ответственность означает имущественное наказание для одной стороны – нарушителя. Она выполняет функцию компенсационную – для другой стороны (когда та понесла убытки). Тем самым она играет предупредительно-воспитательную роль для нарушителя и средства защиты права – для потерпевшего.
Санкции, не являющиеся мерами ответственности, не лишают в качестве наказания виновного нарушителя его имущества. Они лишь воздействуют на него для охраны правопорядка и ограждения права от нарушения. Вот почему они применяются непосредственно по одному факту нарушения нормы права, в то время как для применения ответственности необходим состав таких фактов.
Ответственностью в хозяйственных отношениях следует считать санкцию, состоящую в лишении субъекта, нарушившего закон, права и интересы других субъектов, имущества без какой-либо компенсации, применяемую в установленном порядке на основе осуждения поведения нарушителя.
Санкции, применяемые к нарушителям хозяйственного законодательства, рассматриваются обычно как меры оперативного воздействия на нарушителя.
Это означает, что их применение:
1) воспрепятствует дальнейшим нарушениям и защитит заинтересованную сторону, государство и общество от этого нарушения;
2) понудит нарушителя прекратить нарушение и предупредит причинение убытков другим субъектам.
В силу этого такие санкции принято называть оперативно-хозяйственными. Их оперативность заключается в том, что они вводятся в действие самими заинтересованными субъектами, либо государственными органами, контролирующими соблюдение законности в соответствующей сфере хозяйственных отношений, то есть по общему правилу без обращения в хозяйственный суд, другие правоохранительные органы.
Соответственно оперативно-хозяйственные санкции можно подразделить на:
а) применяемые стороной в данном правоотношении, защищающей свои права и интересы;
б) применяемые Национальным банком Республики Беларусь и другими органами, уполномоченными воздействовать от имени государства на нарушителей в целях пресечения нарушений.
Санкции, применяемые сторонами обязательственных правоотношений, предусматриваются законом и договором: в договорах подряда на капитальное строительство, договорах поставки, закрепляются такие средства воздействия как:
– приостановление заказчиком работ и неоплата их в случае отклонения подрядчика от проектно-сметной документации;
– отказ от оплаты продукции поставщика, не соответствующей условиям договора, перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов и др.
Оперативно-хозяйственные санкции в хозяйственно-управленческих обязательствах реализуются государственными органами. В связи с невыполнением организацией обязательств ей могут быть даны указания о порядке и способах выполнения, не произведенных в адрес государства налоговых перечислений, могут быть применены меры принудительного взыскания не перечисленных вовремя средств. Санкции, применяемые от имени государства его органами, опираются только на указания закона. Применение мер воздействия к субъектам хозяйственных отношений, не предусмотренных законом, не допускается.
- Оглавление
- Введение
- Список условных сокращений
- Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования
- 1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права
- 1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права
- 1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства
- 1.4. Хозяйственные правоотношения
- Тема 2 Субъекты хозяйственной деятельности
- 2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права
- 2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- 2.3. Юридические лица и их виды
- 2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования
- Тема 3 Особенности правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования
- 3.2. Процедуры банкротства
- 3.3. Банкротство индивидуального предпринимателя
- Тема 4 Сделки. Представительство и доверенность.
- 4.1. Понятие и виды юридических фактов
- 4.2. Понятие, форма и виды сделок
- 4.3. Условия действительности сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
- 4.4. Понятие представительства и его виды
- 4.5. Доверенность. Срок действия доверенности.
- Тема 5 Хозяйственный договор. Обязательства
- 5.1. Понятие договора. Принципы договорного права. Виды договоров
- 5.2. Заключение, изменение и расторжение договора
- 5.3. Содержание договора
- 5.4. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательства
- Тема 6 Сроки в хозяйственном праве
- 6.1. Общие положения о сроках и их видах в хозяйственных отношениях
- 6.2. Понятие и значение для хозяйственных обязательств гарантийных сроков и их виды. Претензионные сроки, их правовое значение
- 6.3. Сроки исковой давности в хозяйственных отношениях
- Тема 7 Санкции и ответственность в хозяйственных отношениях
- 7.1. Понятие санкций и ответственности в хозяйственных отношениях
- 7.2. Виды юридической ответственности
- Тема 8 Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 8.1. Право собственности как основа хозяйствования. Формы и виды права собственности
- 8.2. Характеристика вещных прав, используемых в хозяйственном обороте
- 8.3. Способы защиты права собственности и иных вещных прав
- 8.4. Понятие разгосударствления и приватизации. Способы и порядок приватизации
- Тема 9 Правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров
- 9.1. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- 9.2. Разрешение споров хозяйственным судом. Исковое заявление
- 9.3. Судебные постановления, решения и определения хозяйственного суда
- 9.4. Пересмотр судебных постановлений и их исполнение
- Тема 10 Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации
- 10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар
- 10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации
- Тема 11 Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Свободные Экономические Зоны (сэз)
- 11.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Виды инвестиций
- 11.2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Права и обязанности инвесторов и гарантии их реализации
- 11.5. Понятие свободной экономической зоны. Виды свободных экономических зон
- 11.6. Создание и деятельность оффшорных зон
- Тема 12 Правовое регулирование финансирования и кредитования.
- 12.1. Банковская система
- 12.2. Понятие расчетных правоотношений
- 12.3. Открытие счетов. Виды банковских счетов
- 12.4. Осуществление безналичных расчетов
- 12.5. Ценные бумаги и их виды
- 12.6. Кредитные правоотношения. Общие основы кредитования. Классификация кредитов
- Тема 13 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- 13.1. Понятие и меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 13.2. Субъекты внешнеторговой деятельности
- 13.3. Внешнеэкономические сделки
- 13.4. Особенности разрешения споров по внешнеэкономическим договорам
- Тема 14 Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Правовые основы стандартизации и сертификации
- 14.1. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- 14.2. Понятие, цели и задачи стандартизации
- 14.3. Понятие оценки соответствия продукции
- Тема 15 Правовое регулирование отношений в области рекламы
- 15.1. Понятие рекламы и рекламной деятельности. Виды рекламы
- 15.2. Требования, предъявляемые к рекламе
- 15.3. Понятие и характеристика ненадлежащей рекламы
- Тема 16 Правовое регулирование монополистической деятельности
- 16.1. Понятие и виды монополистической деятельности
- 16.2. Правовые средства антимонопольного регулирования
- 16.3. Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё
- 16.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Тема 17 Правовые основы деятельности бирж
- 17.1. Правовые основы биржевой торговли
- 17.2. Понятие товарной биржи
- 16.3. Понятие фондовой биржи
- 17.4. Биржевые сделки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты