13.4. Особенности разрешения споров по внешнеэкономическим договорам
Между участниками внешнеэкономических договоров споры могут возникать при заключении и в процессе исполнения внешнеэкономического договора. Преддоговорные споры должны разрешаться сторонами. Заключение внешнеэкономических договоров и определение их условий должны быть результатом свободного соглашения участников договора.
В силу заключенных Республикой Беларусь международных соглашений некоторые категории внешнеэкономических споров подведомственны хозяйственным судам Республики Беларусь, другие принято передавать на разрешение внешнеторгового арбитража.
В соответствии с главой 27 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК РБ) хозяйственные (неэкономические) споры и иные дела с участием иностранных лиц относятся к компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь.
Согласно ст. 235 ХПК РБ хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают хозяйственные (экономические) споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц, если:
ответчик находится или проживает на территории Республики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;
орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Республики Беларусь;
спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Беларусь;
требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Республики Беларусь, либо при наступлении вреда на территории Республики Беларусь;
спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь;
истец по делу о защите деловой репутации находится в Республике Беларусь;
спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Республики Беларусь;
заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Республики Беларусь;
спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и иных объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Республики Беларусь;
в иных случаях – при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.
Дела о прекращении деятельности филиала или представительства иностранного лица, находящихся на территории Республики Беларусь, рассматриваются хозяйственными судами в Республике Беларусь в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают дела по хозяйственным (экономическим) спорам и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 236 ХПК РБ к их исключительной компетенции.
К исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь относится рассмотрение следующих дел с участием иностранных лиц:
по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Республики Беларусь имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
по спорам, предметом которых является недвижимое имущество, если оно находится на территории Республики Беларусь, в том числе об установлении факта владения недвижимостью или права на нее;
по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом Республики Беларусь, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);
по спорам, связанным с учреждением, регистрацией или ликвидацией на территории Республики Беларусь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обжалованием решений органов этих юридических лиц;
об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь;
по спорам об исключении имущества из описи или освобождении его от ареста, если арест имущества проведен соответствующим государственным органом Республики Беларусь;
по спорам, связанным с признанием недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь.
В исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь находятся также возникающие из административных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и иные дела, предусмотренные статьей 42 ХПК РБ, с участием иностранных лиц.
Если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определено, что хозяйственный суд в Республике Беларусь обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, хозяйственный суд в Республике Беларусь будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительной компетенции иностранного суда.
Соглашение об определении компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь должно быть заключено в письменной форме.
Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами Республики Беларусь. Они имеют право обращаться в хозяйственные суды в Республике Беларусь по правилам подведомственности и подсудности, установленным ХПК РБ, в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаются хозяйственными судами в Республике Беларусь при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в хозяйственный суд в Республике Беларусь должны сопровождаться надлежащим образом заверенным их переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.
Спор по внешнеэкономическому договору может быть передан сторонами на рассмотрение постоянно действующего внешнеторгового арбитража в их стране или третьем государстве или на разрешение разового арбитража, условия проведения которого (в том числе порядок избрания арбитров) вправе определить сами стороны.
Для белорусских предпринимателей наиболее целесообразно условие о передаче возможных споров на разрешение постоянно действующего в Республике Беларусь арбитражного суда – Международный коммерческий арбитражный (третейский) суд при Торгово-промышленной палате Республики Беларусь, а не международного коммерческого арбитража в другой стране.
Арбитражная процедура в Международном коммерческом арбитраже соответствует общепринятой международной практике и дешевле по сравнению с разбирательством споров в арбитражах других стран. По крупным внешнеэкономическим контрактам иностранная сторона обычно предлагает арбитражное разбирательство в третьей стране – Швеции, Швейцарии, Англии.
Арбитражное разбирательство в третьей стране – сложная и одновременно дорогостоящая юридическая процедура. Международный коммерческий арбитраж – негосударственный орган, который формируется из лиц, избираемых сторонами или назначаемых в соответствии с порядком, согласованным ими, или в порядке, установленном законом.
В Беларуси международный арбитражный (третейский) суд разрешает споры, возникающие между субъектами права различных стран из гражданско-правовых отношений, связанных с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством.
Не подлежат разрешению в органах международного арбитражного суда споры:
– связанные с недвижимостью;
– касающиеся землепользования, природопользования;
– связанные с использованием товарных знаков;
– о выплате рационализаторского вознаграждения;
– возникающие из договоров железнодорожной и воздушной перевозки грузов.
Для того чтобы передать спор на разрешение международного коммерческого арбитража, стороны должны заключить арбитражное соглашение (компромисс), которое называется арбитражной оговоркой и включается в основной контракт.
Арбитражная оговорка должна содержать несколько компонентов:
– определение круга споров, которые подлежат разрешению в органах международного коммерческого арбитража;
– указание на то, какой именно орган международного коммерческого арбитража компетентен рассматривать спор.
Арбитражное разбирательство завершается вынесением арбитражного решения или определения.
- Оглавление
- Введение
- Список условных сокращений
- Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования
- 1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права
- 1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права
- 1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства
- 1.4. Хозяйственные правоотношения
- Тема 2 Субъекты хозяйственной деятельности
- 2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права
- 2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- 2.3. Юридические лица и их виды
- 2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования
- Тема 3 Особенности правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования
- 3.2. Процедуры банкротства
- 3.3. Банкротство индивидуального предпринимателя
- Тема 4 Сделки. Представительство и доверенность.
- 4.1. Понятие и виды юридических фактов
- 4.2. Понятие, форма и виды сделок
- 4.3. Условия действительности сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
- 4.4. Понятие представительства и его виды
- 4.5. Доверенность. Срок действия доверенности.
- Тема 5 Хозяйственный договор. Обязательства
- 5.1. Понятие договора. Принципы договорного права. Виды договоров
- 5.2. Заключение, изменение и расторжение договора
- 5.3. Содержание договора
- 5.4. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательства
- Тема 6 Сроки в хозяйственном праве
- 6.1. Общие положения о сроках и их видах в хозяйственных отношениях
- 6.2. Понятие и значение для хозяйственных обязательств гарантийных сроков и их виды. Претензионные сроки, их правовое значение
- 6.3. Сроки исковой давности в хозяйственных отношениях
- Тема 7 Санкции и ответственность в хозяйственных отношениях
- 7.1. Понятие санкций и ответственности в хозяйственных отношениях
- 7.2. Виды юридической ответственности
- Тема 8 Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 8.1. Право собственности как основа хозяйствования. Формы и виды права собственности
- 8.2. Характеристика вещных прав, используемых в хозяйственном обороте
- 8.3. Способы защиты права собственности и иных вещных прав
- 8.4. Понятие разгосударствления и приватизации. Способы и порядок приватизации
- Тема 9 Правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров
- 9.1. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- 9.2. Разрешение споров хозяйственным судом. Исковое заявление
- 9.3. Судебные постановления, решения и определения хозяйственного суда
- 9.4. Пересмотр судебных постановлений и их исполнение
- Тема 10 Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации
- 10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар
- 10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации
- Тема 11 Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Свободные Экономические Зоны (сэз)
- 11.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Виды инвестиций
- 11.2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Права и обязанности инвесторов и гарантии их реализации
- 11.5. Понятие свободной экономической зоны. Виды свободных экономических зон
- 11.6. Создание и деятельность оффшорных зон
- Тема 12 Правовое регулирование финансирования и кредитования.
- 12.1. Банковская система
- 12.2. Понятие расчетных правоотношений
- 12.3. Открытие счетов. Виды банковских счетов
- 12.4. Осуществление безналичных расчетов
- 12.5. Ценные бумаги и их виды
- 12.6. Кредитные правоотношения. Общие основы кредитования. Классификация кредитов
- Тема 13 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- 13.1. Понятие и меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 13.2. Субъекты внешнеторговой деятельности
- 13.3. Внешнеэкономические сделки
- 13.4. Особенности разрешения споров по внешнеэкономическим договорам
- Тема 14 Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Правовые основы стандартизации и сертификации
- 14.1. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- 14.2. Понятие, цели и задачи стандартизации
- 14.3. Понятие оценки соответствия продукции
- Тема 15 Правовое регулирование отношений в области рекламы
- 15.1. Понятие рекламы и рекламной деятельности. Виды рекламы
- 15.2. Требования, предъявляемые к рекламе
- 15.3. Понятие и характеристика ненадлежащей рекламы
- Тема 16 Правовое регулирование монополистической деятельности
- 16.1. Понятие и виды монополистической деятельности
- 16.2. Правовые средства антимонопольного регулирования
- 16.3. Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё
- 16.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Тема 17 Правовые основы деятельности бирж
- 17.1. Правовые основы биржевой торговли
- 17.2. Понятие товарной биржи
- 16.3. Понятие фондовой биржи
- 17.4. Биржевые сделки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты