15.3. Понятие и характеристика ненадлежащей рекламы
Ненадлежащая реклама – это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и распространении которой допущены нарушения законодательства.
Недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении:
– состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара;
– наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
– цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы;
– доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
– гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности и (или) сроков хранения товара;
– официального или общественного признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
– предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
– использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально;
– исключительности прав на реализацию какого-либо товара и (или) его обслуживание.
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении:
– прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
– результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний;
– статистических данных, представленных в искаженном виде;
– ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан;
– наименования и места нахождения организации, имени и места жительства гражданина, иных сведений об этой организации или этом гражданине, за исключением сведений о виде деятельности рекламодателя;
– сравнения прав либо положения организаций или граждан с правами либо положением других организаций или граждан;
– проведения конкурсов, лотерей, игровых, рекламных и иных мероприятий, пари.
Неэтичной является реклама, которая:
– содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан;
– порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
– порочит государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы;
– порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
– дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
– содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
– содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
– вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и размещение (распространение) иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются.
Ненадлежащая реклама не допускается.
В случае размещения (распространения) ненадлежащей рекламы Министерство торговли Республики Беларусь вправе принять решение о признании рекламы ненадлежащей, а местные исполнительные и распорядительные органы – решение о признании рекламы ненадлежащей, за исключением решения о признании рекламы недобросовестной. В соответствии с решением о признании рекламы ненадлежащей нарушитель обязан в трехдневный срок со дня получения такого решения прекратить ее размещение (распространение). В отсутствие нарушителя или при невыполнении им указанного требования размещение (распространение) ненадлежащей рекламы прекращается местным исполнительным и распорядительным органом. Решения Министерства торговли Республики Беларусь о признании рекламы ненадлежащей являются обязательными для всех организаций и граждан.
Решение о признании рекламы ненадлежащей может содержать требование об осуществлении контррекламы. Контрреклама осуществляется нарушителем за свой счет в срок, установленный этим решением. Контрреклама должна осуществляться тем же способом, с использованием тех же характеристик продолжительности, места и порядка размещения (распространения), что и ненадлежащая реклама, и содержать пометку «контрреклама».
Лица, права и интересы которых нарушены в результате производства и (или) размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, вправе в установленном законодательством порядке обратиться в суд с исками, в том числе с исками о материальном возмещении морального вреда.
Нарушения законодательства о рекламе могут выражаться в:
распространении ненадлежащей, недостоверной, неэтичной, скрытой рекламы;
превышении объема рекламы в одном номере (выпуске) средства массовой информации;
не сообщении сведений о лицензии рекламодателя, об обязательной сертификации товара и др.
За перечисленные нарушения предусмотрена как гражданско-правовая ответственность (например, ответственность за распространенные в рекламе сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию ст. 152, 153 ГК РБ, так и административно-правовая ст. 12.15, 12.26 КоАП РБ и уголовная ст. 249, 250 УК РБ).
Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Беларуси о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения, относящиеся к оформлению, производству и подготовке рекламы. Рекламораспространитель отвечает за нарушения, касающиеся времени, места и способа ее размещения.
- Оглавление
- Введение
- Список условных сокращений
- Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования
- 1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права
- 1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права
- 1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства
- 1.4. Хозяйственные правоотношения
- Тема 2 Субъекты хозяйственной деятельности
- 2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права
- 2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- 2.3. Юридические лица и их виды
- 2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования
- Тема 3 Особенности правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования
- 3.2. Процедуры банкротства
- 3.3. Банкротство индивидуального предпринимателя
- Тема 4 Сделки. Представительство и доверенность.
- 4.1. Понятие и виды юридических фактов
- 4.2. Понятие, форма и виды сделок
- 4.3. Условия действительности сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
- 4.4. Понятие представительства и его виды
- 4.5. Доверенность. Срок действия доверенности.
- Тема 5 Хозяйственный договор. Обязательства
- 5.1. Понятие договора. Принципы договорного права. Виды договоров
- 5.2. Заключение, изменение и расторжение договора
- 5.3. Содержание договора
- 5.4. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательства
- Тема 6 Сроки в хозяйственном праве
- 6.1. Общие положения о сроках и их видах в хозяйственных отношениях
- 6.2. Понятие и значение для хозяйственных обязательств гарантийных сроков и их виды. Претензионные сроки, их правовое значение
- 6.3. Сроки исковой давности в хозяйственных отношениях
- Тема 7 Санкции и ответственность в хозяйственных отношениях
- 7.1. Понятие санкций и ответственности в хозяйственных отношениях
- 7.2. Виды юридической ответственности
- Тема 8 Правовой режим имущества субъектов хозяйствования
- 8.1. Право собственности как основа хозяйствования. Формы и виды права собственности
- 8.2. Характеристика вещных прав, используемых в хозяйственном обороте
- 8.3. Способы защиты права собственности и иных вещных прав
- 8.4. Понятие разгосударствления и приватизации. Способы и порядок приватизации
- Тема 9 Правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров
- 9.1. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
- 9.2. Разрешение споров хозяйственным судом. Исковое заявление
- 9.3. Судебные постановления, решения и определения хозяйственного суда
- 9.4. Пересмотр судебных постановлений и их исполнение
- Тема 10 Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации
- 10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар
- 10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации
- Тема 11 Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Свободные Экономические Зоны (сэз)
- 11.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Виды инвестиций
- 11.2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 11.4. Права и обязанности инвесторов и гарантии их реализации
- 11.5. Понятие свободной экономической зоны. Виды свободных экономических зон
- 11.6. Создание и деятельность оффшорных зон
- Тема 12 Правовое регулирование финансирования и кредитования.
- 12.1. Банковская система
- 12.2. Понятие расчетных правоотношений
- 12.3. Открытие счетов. Виды банковских счетов
- 12.4. Осуществление безналичных расчетов
- 12.5. Ценные бумаги и их виды
- 12.6. Кредитные правоотношения. Общие основы кредитования. Классификация кредитов
- Тема 13 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- 13.1. Понятие и меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 13.2. Субъекты внешнеторговой деятельности
- 13.3. Внешнеэкономические сделки
- 13.4. Особенности разрешения споров по внешнеэкономическим договорам
- Тема 14 Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Правовые основы стандартизации и сертификации
- 14.1. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- 14.2. Понятие, цели и задачи стандартизации
- 14.3. Понятие оценки соответствия продукции
- Тема 15 Правовое регулирование отношений в области рекламы
- 15.1. Понятие рекламы и рекламной деятельности. Виды рекламы
- 15.2. Требования, предъявляемые к рекламе
- 15.3. Понятие и характеристика ненадлежащей рекламы
- Тема 16 Правовое регулирование монополистической деятельности
- 16.1. Понятие и виды монополистической деятельности
- 16.2. Правовые средства антимонопольного регулирования
- 16.3. Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё
- 16.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Тема 17 Правовые основы деятельности бирж
- 17.1. Правовые основы биржевой торговли
- 17.2. Понятие товарной биржи
- 16.3. Понятие фондовой биржи
- 17.4. Биржевые сделки
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты