logo search
Международное уголовное право

§ 6. Распространение наркомании и незаконная торговля наркотиками

Следующее преступление международного характера – распространение наркомании и незаконная торговля наркотиками. Это преступление состоит из двух элементов. Строго говоря, следовало бы иметь две статьи, ибо торговля наркотиками входит в понятие "распространение наркомании", но последняя не всегда связана с торговлей, ибо распространять наркотики можно и иными путями. Однако в условиях усиления борьбы с этим злом в международном масштабе соединение двух составов в одно сложное преступление можно признать допустимым.

Общее понятие "наркотическое вещество" является собирательным. Оно может включать как само вещество, так и его препарат - смесь в любом виде, содержащую одно или несколько наркотических или психотропных веществ, независимо от того, изготовлена ли она промышленным либо кустарным способом. Важно, чтобы название этих веществ было предусмотрено в списке наркотических средств, изданном Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ (последняя редакция -  1995 г.).

В России, ранее почти не знавшей наркотиков, это зло современного мира распространяется теперь катастрофически быстрыми темпами. Главный источник страны Востока, в том числе и расположенные в Центральной Азии государства СНГ, с которыми у России практически прозрачные границы. Кроме того, стали использоваться не только природные, но и синтетические вещества, которые производятся и распространяются через сеть фармакологических учреждений по всей стране.

Распространение наркомании и незаконная торговля наркотиками наносят, если не прямо, то косвенно, ущерб отношениям между государствами. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что эти преступления нередко совершаются при попустительстве либо с благоволения некоторых правительств (вспомним историю с лидером Панамы генералом Норьегой). Доходы от торговли наркотиками подчас составляют статью в бюджете страны. В 1975 г. президент Колумбии обвинил правительство США в том, что они превратили территорию Колумбии в перевалочную базу для поставок наркотиков. Было установлено, что правительство США продавало частным лицам устаревшие самолеты, которые затем использовались для перевозки наркотиков. Западная пресса писала о том, что торговля наркотиками - составная часть бюджета Кубы (официальные круги Кубы отрицали это, о чем заявил Ф. Кастро на Конференции ООН по предупреждению преступности, состоявшейся в Гаване в 1991 г.). В общем, правительствам многих стран есть над чем задуматься, ибо наркомания распространяется по миру все более стремительно, как растет и число наживших огромное богатство на этом бизнесе-преступлении.

Сбыт наркотиков в современных условиях осуществляется через поставщиков, посредников, крупных и мелких торговцев, агентов по распространению и т. д. "Осколки" преступного бизнеса - различные мелкие спекулянты и торговцы наркотиками  - это как бы отражение основного преступления. Хотя этих мелких распространителей зла не так уж мало в современном мире, не они определяют опасность преступления и делают его преступлением международного характера. Наибольшую опасность для международного общения представляют организованное распространение наркомании и торговля наркотиками .

Законодательство по борьбе с наркоманией — как национальное, так и международное — складывалось постепенно. Вопрос об объективных характеристиках этого преступления и о его наказуемости решался неоднозначно. Причем в свете достижения науки, как правовой, так и медицинской, на наш взгляд, — не всегда правильно.

Развитие законодательства шло по линии установления: а) уголовно-правовых мер ответственности за продажу и потребление наркотиков; 6) мер административно-правового принуждения ив) мер медицинского характера.

Все попытки избавиться от зла путем запрета потреблять наркотики оказались наименее эффективными. Несмотря на запреты, эпидемия наркомании стремительно распространялась по земному шару.

Международно-правовая борьба с наркоманией основывается на двух документах: Конвенции о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами (1936 г.) и Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.).

Для характеристики объективной стороны такого преступления особое значение имеет ст. 36 Единой конвенции 1961 г. В ней говорится о наказуемости культивирования, производства, изготовления, извлечения, приготовления, хранения, предложения с коммерческими целями, распределения, покупки, продажи, доставки на любых условиях, маклерства, отправки, переотправки транзитом, перевоза, ввоза и вывоза наркотических средств, произведенных в нарушение постановлений Конвенции.

Не трудно заметить, сколь широк круг деяний, подлежащих наказанию. Все положения ст. 36 Конвенции, конечно, нуждаются в толковании и разъяснении, поскольку каждый из названных способов самостоятелен по своим объективным характеристикам. В национальных законодательствах это проявляется в различии наказаний.

Под культивированием наркотиков Конвенция, например, понимает выращивание опийного мака, кустов коки или каннабиса; под ввозом и вывозом - передачу наркотиков из одного государства в другое или с одной территории государства на другую; под изготовлением понимаются все иные, кроме производства, процессы, с помощью которых могут быть получены наркотические вещества, включая очищение и преобразование одних веществ в другие и т. д.

Некоторые термины, встречающиеся в Конвенции, разъяснения не получили. Впрочем, в практике государств, предусматривающих ответственность за это преступление, особых трудностей с формулированием составов преступлений не возникает. Конвенция, давая принципиальные установки, не считает предлагаемый перечень преступлений исчерпывающим, предоставляя право устанавливать наказуемость за другие деяния. В п. 4 ст. 36 прямо говорится, что конкретные составы преступлений, связанных с наркотиками, — прерогатива внутреннего национального законодательства.

Классификация этих составов позволяет выделить группы, связанные с: а) производством наркотиков; 6) куплей и продажей их; в) транспортировкой наркотиков; г) их потреблением.

Пожалуй, ни за одно из преступлений международного характера в национальных законодательствах нет столь подробно разработанной системы наказаний, как за эти преступления, но нет и наказаний, столь разных по своей суровости: от смертной казни до административных штрафов.

Приведем некоторые примеры из национальных законодательств. В Гонконге — регионе, особенно пораженном наркобизнесом, — пожизненное заключение назначается лицам, уличенным в торговле одним из 97 видов наркотиков, а также в посредничестве, изготовлении наркотиков или владении ими в целях торговли. До 15 лет лишения свободы может быть назначено наказание за подготовку к торговле наркотиками или за участие в импорте-экспорте наркотического сырья, а также за руководство или участие в консорциумах, занимающихся импортом-экспортом. До 10 лет лишения свободы назначается другим соучастникам преступлений, связанным с торговлей наркотиками, и до 3 лет — виновным во владении наркотиками или их потреблении.

В Сингапуре только за хранение более чем 16 г героина или 30 г морфия предусматривается смертная казнь. В Индонезии за наиболее тяжкие преступления, связанные с наркотиками, предусмотрены следующие наказания: смертная казнь, лишение свободы на срок до 20 лет и штраф на сумму 200 тыс. долл.

Согласно УК Японии, подлежат наказанию ввоз, изготовление, продажа, хранение с целью продажи опиума, а также приборов, служащих для курения опиума, само курение опиума, предоставление помещения для курения. Наказание – каторжные работы на различные сроки.

В разных странах Европы вопросы ответственности решены также неоднозначно. В Голландии наказание за торговлю наркотиками внутри страны карается лишением свободы на срок до 8 лет, а за международную торговлю — до 12. В ряде американских штатов за тяжкие виды торговли наркотиками, их организованную продажу предусматривается смертная казнь или до 20 лет каторги. Другие, менее тяжкие виды преступлений, связанные с наркотиками, в том числе их потребление, караются длительными сроками лишения свободы.

В ряде стран создаются правительственные программы борьбы с наркотизмом. Изучение практики борьбы с этим явлением в США показало, что полицейскими мерами можно изъять примерно 10% находящихся в обороте наркотиков. Этого крайне мало. Разрабатываемые программы расширяют круг мероприятий, направленных на борьбу с этим злом. Американские полицейские, например, стали читать лекции школьникам о вреде наркомании. В эту деятельность включилась и общественность. Значительный эффект дало гражданское патрулирование в местах распространения наркотиков (на стадионах, дискотеках, в закусочных и др.). Вооруженные видеокамерами граждане постепенно вытеснили торговцев "белой смертью" с улиц большинства американских городов. Так, если в 1974 г. 23% подростков употребляли марихуану, то в 1992 г. эта цифра снизилась до 10,6%. В отношении кокаина — уменьшение с 3,6 до 1,7%, а героина с 1 до 0,2%.

В 1993 г. администрация Клинтона приняла новый план борьбы с наркоманией, предусматривающий увеличение числа полицейских патрулей, повышение мер наказания и развития системы медицинского лечения наркоманов, в том числе попавших в тюрьму. На его реализацию отпущены большие средства.

Озабоченные размахом распространения наркотизма, многие западные законодатели и ученые считают, что нужно декриминали-зировать некоторые деяния, связанные с наркотиками, вплоть до того, чтобы за хранение марихуаны назначать не более тяжкие наказания чем за нарушение правил уличного движения. Гуманность, конечно, должна приветствоваться, но уж если к кому и проявлять гуманность, то прежде всего — к потребителям, которых в первую очередь нужно лечить, в том числе и принудительно.

На позициях гуманности по отношению к потребителям стоит и уголовное законодательство России, в котором, например, потребителей, впервые уличенных в потреблении наркотиков, в уголовном порядке не преследуют, - лишь в административном, и с применением принудительного лечения и социально-профилактических мер. В то же время распространители наркотиков, организаторы торговли караются лишением свободы до 15 лет. В ряде стран СНГ (Узбекистан, Туркменистан и некоторые другие) существует уголовная ответственность и для потребителей. Законодательство в этих республиках было принято давно и несет в себе идеи 30-х годов. Очевидно, что необходимо выработать единое законодательство и найти эффективные способы борьбы с распространением наркомании как социальным злом. Следует также определить, в каком случае нужно применять уголовное наказание, а в каком – меры медицинского характера (в том числе принудительные), ибо очевидно, что с помощью уголовных наказаний в тех случаях, когда наркомания стала болезнью, ее не вылечить. Но бездумная декриминализация может принести только вред.