32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.
В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.
В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством.
Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.
1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.
Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства: 1. «Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»); Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и законодательный орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.
2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
3. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека. Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.
5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.
6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта демократического правового государства, а также современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, являющегося важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
- 2. Содержание и структура тгп:
- Ее связь с философскими и политическими науками.
- 5. Возникновение и развитие тгп в России.
- 6. Причины и пути происхождения государства.
- 7. Происхождение права.
- 8. Теории происхождения государства и права.
- 9. Власть и ее виды. Государственная власть.
- 10. Государство: понятие, сущность, основные признаки.
- 11. Суверенитет государства: понятие и содержание.
- 12. Типология государства: понятие и основные подходы.
- 13. Понятие и классификация форм государства
- 14. Форма правления.
- 15. Форма государственного устройства.
- 16. Государственный режим.
- 17. Демократия и ее основные формы.
- 18. Снг: политические и правовые аспекты.
- 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
- 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
- 21. Понятие и структура механизма государства.
- 22. Понятие и виды органов государства
- 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
- 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
- 26. Место и роль государства в политической системе общества.
- 27. Государство и общественные объединения.
- 28. Государство и церковь.
- 29. Государство и экономика.
- 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
- 31. Сущность и основные черты правового государства
- 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
- 33. Социальное государство: понятие и функции.
- 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
- 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
- 36. Основные подходы к пониманию права.
- 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
- 38. Принципы права: понятие и классификация.
- 39. Функции права.
- 40. Понятие и виды социальных норм.
- 41. Понятие и виды источников права.
- 42. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
- 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
- 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
- 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
- 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
- 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
- 1. Общие подзаконные акты.
- 43. Судебный прецедент в системе источников права.
- 44. Договор как источник права.
- 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
- 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
- 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
- 49. Понятие и признаки нормы права.
- 50. Структура нормы права.
- 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
- 52. Классификация норм права.
- 53. Понятие и структура системы права.
- 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
- 55. Типология правовых систем.
- 56. Международное право и национальные правовые системы.
- 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
- 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
- 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
- 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
- 61. Систематизация законодательства.
- 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
- 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
- 64. Субъективные права и юридические обязанности.
- 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
- 66. Понятие, формы и методы реализации права.
- 67. Применение права как особая форма его реализации.
- 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
- 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
- 70. Толкование права: понятие и функции.
- 71. Виды и способы толкования.
- 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
- 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
- 74. Эффективность действия права.
- 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
- 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
- 77. Правовые режимы: понятие и виды.
- 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
- 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
- 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
- 81. Понятие и принципы законности.
- 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
- 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
- 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
- 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
- 86. Злоупотребление правом
- 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
- 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
- 89. Правосознание и правовая культура
- 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления