6.1.4. Предупреждение террористических актов в России
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Россия объявила борьбу с терроризмом важной составной частью как национальной безопасности нашей страны, так и безопасности мирового сообщества.
Бурный процесс саморазвития организованной преступности, в том числе террористической деятельности, породил расширение её границ. Организованные группы выезжают с территории преступного базирования на территорию преступного функционирования.
Чёткая характеристика терроризма как социально-правового явления послужит ориентиром для того, чтобы определить задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, относящихся к любой сфере внутренней и внешней политики России. Иными словами, целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Такой подход соответствовал бы положению о том, что борьба с терроризмом становится одной из приоритетных задач государства и общества [23]. Как отмечалось выше, наличие очагов напряженности в России и вблизи её границ способствует нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. В России для борьбы с терроризмом создана общегосударственная система мер, которая включает политические, профилактические, правовые и комплексные меры, реализуемые правоохранительными органами, спецслужбами и подразделениями других ведомств. Организация борьбы представляет собой сложную систему мер.
Прежде всего необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий, а именно:
- заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;
- обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчётов и программ – необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;
- тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий ЧС, связанных с актами химического и биологического терроризма;
- наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации ЧС;
- отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического и биологического оружия.
Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических ОВ на объектах с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.
Пришло время развёрнуть активные научно-исследовательские работы по созданию специального оборудования для обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи.
Нельзя забывать и об обучении всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, а также о проведении разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при обнаружении ВУ и при очистке местности (объектов) от ВОП.
Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.
На государственном уровне - в мирное и в военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминальной обстановке организуется представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.
На региональном уровне – представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП и обезвреживанию ВУ в период выполнения задач.
На местном уровне - представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, предназначенных для очистки местности (объектов) от ВОП и обезвреживания ВУ на данной территории в период выполнения срочных заявок.
Разъяснительная работа среди населения осуществляется путём проведения совещаний, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении подозрительных объектов, сумок, игрушек и т.д.
При проведении разъяснительной работы население информируется о ВОП и ВУ, которые могут встретиться, их внешнем виде, основных характеристиках; о возможных причинах, приводящих к взрывам; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП или ВУ; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП или ВУ; о местах укрытия и лицах, ответственных за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищения ВОП, ВУ.
Особо подчёркивается, что лица, обнаружившие ВОП или ВУ, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, или в службу спасения – 01, или в военный комиссариат. Им запрещается подходить к ВОП, ВУ, трогать их или сдвигать с места.
В целях предотвращения террористических проявлений также используются различные специальные криминалистические методы и средства. Это, например, запирающиеся устройства помещений и сейфы с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами и ядами, исключающие возможность их бесконтрольного вскрытия преступными элементами. В этих целях часто используются всевозможные современные средства криминалистической идентификации. На предупреждения подготавливаемых террористических актов работают и мероприятия по обнаружению (с применением металлоискателей, служебных собак, газоанализаторов и т.п.) возможных закладок ВУ и огнестрельного оружия в местах работы и постоянных маршрутов передвижения охраняемых лиц, проведения съездов, собраний, торжественных заседаний, концертов и т.п.
Для этой цели чаще всего проводятся следующие мероприятия:
- патрулирование улиц городов и посёлков сотрудниками милиции и военнослужащими;
- проверка у подозрительных лиц документов;
- досмотр транспортных средств на дорогах работниками ГИБДД с целью обнаружения оружия, боеприпасов, ВУ, ВВ, ядов и наркотиков;
- досмотр сотрудников и других лиц, посещающих режимные объекты государственных предприятий, учреждений и организаций, работниками военизированной охраны;
- «зачистка» помещений и территорий парков, стадионов, жилых зданий, киноконцертных залов, театров и других мест массового скопления людей при проведении там мероприятий.
Данные меры проводятся сотрудниками ФСБ России, ОВД, дружинниками и представителями других спецслужб. При необходимости к проведению мероприятий привлекаются работники ДЭЗов, РЭУ и сами жильцы (под руководством старших по дому, подъездов).
Система антитеррористической защиты – антибомбинг – это комплекс профилактических мер предупреждения преступных проявлений террористического характера.
На предупреждение актов терроризма направлены:
- проверки силами работников МВД РФ и ФСБ РФ с привлечением соответствующих специалистов-криминалистов анонимных сигналов (писем, телефонных звонков) о минировании и возможном взрыве объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, поезда, метрополитены, самолёты, трамваи, автобусы), жилых и административных зданий, промышленных объектов, вузов, школ и больниц;
- досмотр ручной клади, багажа и носильных вещей, а также спецконтроль пассажиров в аэропортах работниками охранных структур авиакомпании;
- специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей работниками почтово-багажных служб;
- личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, в т.ч. с применением металлоискателей, работниками частных охранных структур и служб безопасности.
В аэропортах должен быть создан соответствующий контроль авиапассажиров, ручной клади и грузов для выявления радиоактивных материалов.
Оперативное руководство деятельностью по пресечению террористических и диверсионных акций осуществляется органами ФСБ РФ [1].
- «Тверской государственный университет»
- © Н.Г. Николаенко, 2005 © Тверской государственный университет, 2005 предисловие
- М. Болтунов
- 1. Основные понятия
- 2. Краткая история терроризма
- 3. Содержание терроризма
- 3.1. Понятие терроризма
- 3.2. Виды терроризма
- 3.3. Формы проявления терроризма
- 3.3.1. Использование в террористических целях взрывных устройств
- 3.3.2. Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 3.3.3. Захват и угон морского судна и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 3.3.4. Захват заложников
- 3.3.5. Иные формы терроризма
- 3.4. Причины терроризма
- Насилие – это одна из наиболее распространенных форм отношений между людьми. Сообщество людей может применять анонимное насилие, виды которого многообразны.
- 3.5. Личность террориста
- 3.6. Мотивы терроризма
- 4. Терроризм в россии
- 4.1. Терроризм в дореволюционной россии
- 4.2. Особенности терроризма в современной россии
- 4.2.1.Основные причины, порождающие терроризм в современной России
- 4.2.2. Предпосылки развития терроризма в России
- 5. Взрыв как средство террора
- 6. Борьба с терроризмом
- 6.1. Предупреждение терроризма
- 6.1.1. Проблемы предупреждения терроризма
- 6.1.2. Меры по предупреждению терроризма
- 6.1.3. Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом
- 6.1.4. Предупреждение террористических актов в России
- 6.2. Проведение контртеррористических операций
- 7. Защита населения от террористических актов
- 7.1. Профилактический осмотр территорий и помещений
- 7.2. Действия при обнаружении воп и ву
- Категорически запрещается:
- 7.3. Действия при взрыве
- 8. Меры по обеспечению личной безопасности
- 8.1. Автомобиль и почтовый канал
- 8.2. Если вас захватили в заложники
- Правила поведения заложников
- Что нельзя делать
- Заключение
- Список использованной литературы
- Оглавление