logo
Terrorizm

6.1.4. Предупреждение террористических актов в России

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Россия объявила борьбу с терроризмом важной составной частью как национальной безопасности нашей страны, так и безопасности мирового сообщества.

Бурный процесс саморазвития организованной преступности, в том числе террористической деятельности, породил расширение её границ. Организованные группы выезжают с территории преступного базирования на территорию преступного функционирования.

Чёткая характеристика терроризма как социально-правового явления послужит ориентиром для того, чтобы определить задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, относящихся к любой сфере внутренней и внешней политики России. Иными словами, целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Такой подход соответствовал бы положению о том, что борьба с терроризмом становится одной из приоритетных задач государства и общества [23]. Как отмечалось выше, наличие очагов напряженности в России и вблизи её границ способствует нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. В России для борьбы с терроризмом создана общегосударственная система мер, которая включает политические, профилактические, правовые и комплексные меры, реализуемые правоохранительными органами, спецслужбами и подразделениями других ведомств. Организация борьбы представляет собой сложную систему мер.

Прежде всего необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий, а именно:

- заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

- обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчётов и программ – необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;

- тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий ЧС, связанных с актами химического и биологического терроризма;

- наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации ЧС;

- отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического и биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических ОВ на объектах с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Пришло время развёрнуть активные научно-исследовательские работы по созданию специального оборудования для обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи.

Нельзя забывать и об обучении всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, а также о проведении разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при обнаружении ВУ и при очистке местности (объектов) от ВОП.

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне - в мирное и в военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминальной обстановке организуется представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне – представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП и обезвреживанию ВУ в период выполнения задач.

На местном уровне - представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, предназначенных для очистки местности (объектов) от ВОП и обезвреживания ВУ на данной территории в период выполнения срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путём проведения совещаний, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении подозрительных объектов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется о ВОП и ВУ, которые могут встретиться, их внешнем виде, основных характеристиках; о возможных причинах, приводящих к взрывам; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП или ВУ; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП или ВУ; о местах укрытия и лицах, ответственных за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищения ВОП, ВУ.

Особо подчёркивается, что лица, обнаружившие ВОП или ВУ, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, или в службу спасения – 01, или в военный комиссариат. Им запрещается подходить к ВОП, ВУ, трогать их или сдвигать с места.

В целях предотвращения террористических проявлений также используются различные специальные криминалистические методы и средства. Это, например, запирающиеся устройства помещений и сейфы с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами и ядами, исключающие возможность их бесконтрольного вскрытия преступными элементами. В этих целях часто используются всевозможные современные средства криминалистической идентификации. На предупреждения подготавливаемых террористических актов работают и мероприятия по обнаружению (с применением металлоискателей, служебных собак, газоанализаторов и т.п.) возможных закладок ВУ и огнестрельного оружия в местах работы и постоянных маршрутов передвижения охраняемых лиц, проведения съездов, собраний, торжественных заседаний, концертов и т.п.

Для этой цели чаще всего проводятся следующие мероприятия:

- патрулирование улиц городов и посёлков сотрудниками милиции и военнослужащими;

- проверка у подозрительных лиц документов;

- досмотр транспортных средств на дорогах работниками ГИБДД с целью обнаружения оружия, боеприпасов, ВУ, ВВ, ядов и наркотиков;

- досмотр сотрудников и других лиц, посещающих режимные объекты государственных предприятий, учреждений и организаций, работниками военизированной охраны;

- «зачистка» помещений и территорий парков, стадионов, жилых зданий, киноконцертных залов, театров и других мест массового скопления людей при проведении там мероприятий.

Данные меры проводятся сотрудниками ФСБ России, ОВД, дружинниками и представителями других спецслужб. При необходимости к проведению мероприятий привлекаются работники ДЭЗов, РЭУ и сами жильцы (под руководством старших по дому, подъездов).

Система антитеррористической защиты – антибомбинг – это комплекс профилактических мер предупреждения преступных проявлений террористического характера.

На предупреждение актов терроризма направлены:

- проверки силами работников МВД РФ и ФСБ РФ с привлечением соответствующих специалистов-криминалистов анонимных сигналов (писем, телефонных звонков) о минировании и возможном взрыве объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, поезда, метрополитены, самолёты, трамваи, автобусы), жилых и административных зданий, промышленных объектов, вузов, школ и больниц;

- досмотр ручной клади, багажа и носильных вещей, а также спецконтроль пассажиров в аэропортах работниками охранных структур авиакомпании;

- специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей работниками почтово-багажных служб;

- личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, в т.ч. с применением металлоискателей, работниками частных охранных структур и служб безопасности.

В аэропортах должен быть создан соответствующий контроль авиапассажиров, ручной клади и грузов для выявления радиоактивных материалов.

Оперативное руководство деятельностью по пресечению террористических и диверсионных акций осуществляется органами ФСБ РФ [1].