7.2. Система мвф и Всемирного банка
167. Первые международные многосторонние валютные, финансовые, банковские организации появились в середине 20-х гг. XX в. Они образовывали единую систему международных валютно-финансовых отношений, основанную на свободном движении золота и обратимости валют. Во время 2-й мировой войны началась работа по организации послевоенной валютно-финансовой системы.
В июне 1943 года прошла Вашингтонская конференция с участием 30 ведущих стран мира. Весной 1944 года состоялось многостороннее совещание в г. Атлантик-Сити, США, которое завершилось «Совместным заявлением экспертов Объединенных и Присоединившихся Наций об учреждении Международного валютного фонда».
На международной валютной конференции Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе, США, проходившей 10—22 июля 1944 года, были подписаны:
— Соглашение о Международном валютном фонде (вступило в силу 27.12.45 г.);
— Соглашение о Международном банке реконструкции и развития (вступило в силу 27.12.45 г.).
В мае 1946 года в г. Саванне, США, состоялась учредительная сессия МВФ и МБРР. На ней были сформированы Советы Управляющих, Исполнительные Директораты Фонда и Банка. С 1.3.47 г. МВФ и МБРР официально приступили к осуществлению своей деятельности.
168. Поскольку статус МБРР, по Соглашению, не позволял Банку инвестировать собственные средства в экономику PC, напрямую участвовать в кредитовании частных предприятий, приобретать их акции, в марте 1951 года был выдвинут проект создания Международной финансовой корпорации с целью предоставления долгосрочных кредитов в частный сектор PC. Вопрос обсуждался на нескольких сессиях ЭКОСОС. В 1954 году ГА ООН на IX сессии приняла резолюцию с поручением Банку составить проект соглашения об учреждении МФК и представить его государствам-членам МБРР. Сессия МВФ и МБРР в Стамбуле в сентябре 1955 года приняла решение о создании МФК в качестве филиала МБРР. Соглашение о МФК, заключенное посредством процедуры принятия, вступило в силу 25.7.56 г.
В конце 50-х гг. в связи с проблемой роста задолженности, для смягчения условий предоставляемой им помощи, стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, по инициативе США, возникла Международная ассоциация развития (MAP). На сессии Совета Управляющих МБРР (1.10.59 г.) было принято решение об учреждении MAP в качестве филиала МБРР. В 1960 году Исполнительный Директорат Банка разослал текст Соглашения о MAP на утверждение государствам-членам. Соглашение вступило в силу 24.9.60 г.
В 1988 году в рамках МБРР было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ (по другим переводам и применяемым аббревиатурам — МИГА, МАИГ), призванное поощрять иностранные инвестиции, предоставлять гарантии на инвестиции одного государства-члена в другом государстве-члене путем страхования и перестрахования некоммерческих рисков (экспроприация, война, революция, внутриполитические беспорядки).
Согласно Внутренним Правилам МБРР, МФК, MAP и МИГА являются филиалами Банка. Система этих организаций получила название Всемирного банка.
169. В Соглашения о МВФ и МБРР трижды вносились поправки. Первая серия поправок была утверждена на сессии Советов Управляющих Фонда и Банка в Рио-де-Жанейро 31.5.68 г. и вступила в силу 28.7.69 г.
Вторая серия поправок была утверждена 30.4.76 г. и вступила в силу 1.1.78 г. Она касалась изменений валютно-финансового механизма в связи с переходом на Ямайскую валютную систему (отказ от золотого паритета, введение СДР, принцип свободы выбора валютного курса и др.).
Третья серия поправок была утверждена 28.6.90 г. и вступила в силу 11.11.92 г. Она внесла в Соглашения МВФ и МБРР положения, в соответствии с которыми Исполнительные Директораты получили возможность приостанавливать (при поддержке 70% голосов и более) права государства-члена участвовать в голосовании и связанные с этим права.
В случае возникновения споров по вопросам толкования Соглашений право вынесения окончательного решения принадлежит Совету Управляющих. Согласно Внутренним Правилам Фонда и Банка, предварительно спор выносится для обсуждения на заседании Исполнительного Директората. Апелляция подается в Совет Управляющих, решение которого является окончательным.
Членом МБРР, в соответствии с Соглашением (ст. II), может быть только государство, являющееся участником МВФ. Членами МФК и MAP могут быть только члены МБРР.
170. В сентябре 1990 года впервые на сессии Совета Управляющих МВФ в качестве «специально приглашенной делегации» присутствовала делегация правительства СССР.
В 1991 году СССР был предоставлен статус ассоциированного члена МВФ с возможностью получать техническую помощь, но без права получения кредитов.
Во внутригосударственном порядке взаимоотношения между Россией и МВФ, Всемирным банком были оформлены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.5.92 г. «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную Ассоциацию развития», а также Указом Президента РФ от 16.5.96 г. «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».
Россия заняла 9-е место среди государств-членов МВФ по размеру выделенной ей квоты в капитале МВФ (свыше 4,3 млрд. СДР, что равно 3% общей суммы квот), получила возможность назначать своих Директоров в Исполнительные Директораты Фонда и Банка, имеет право на получение кредитов.
171. Многие вопросы организации и управления в МВФ зависят от величины квоты государства-члена в уставном (подписном) капитале Фонда.
Квоты образуют объединенные денежные запасы. На их основе определяется сумма, которую государство может занять у организации или получить при распределении СДР. Ответственность государств перед Фондом ограничивается размером квоты. Размер квоты каждого государства рассчитывается по стандартной формуле с учетом величины его валового национального продукта, среднего уровня золото-валютных ресурсов, международных поступлений и платежей, степени колебаний в объемах экспорта, среднегодового объема импорта — в сопоставлении с размером квот других государств. До 25% своей квоты государство должно оплатить в СДР или СКВ, а остальную часть может внести в установленные сроки в национальной валюте. Весь подписной капитал находится в собственности Фонда. Квоты государства в МВФ и МБРР должны быть одинаковы.
Когда государство — член МВФ, имеющее отрицательный платежный баланс, израсходует свой валютный резерв, оно может воспользоваться своим «правом специального заимствования» и обратиться к МВФ с просьбой о займе. В этом случае МВФ обращается к другому государству-члену, имеющему большой валютный запас, о выделении необходимых средств. Страна-кредитор получает дополнительные специальные права заимствования. Итог действий системы заимствований выражается в поддержании относительного равновесия балансов, курсовых соотношений.
172. Компетенция МВФ обладает по отношению к государствам-членам определенными наднациональными чертами. Как известно, вопрос о наднациональности — это вопрос о соотношении суверенитета государства и компетенции наднационального органа.
В настоящее время наднационального регулирования объективно требуют те отношения и проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества.
Элементы наднациональности были заложены в статье IV Соглашения о МВФ. На её основании Фонд определял политику государств-членов в области паритета национальных валют, без согласия государств менял курсы валют. Государства были лишены права самостоятельно вводить валютные ограничения на покупку волют, изменять их паритет, проводить девальвацию и ревальвацию без согласия Фонда, должны были по требованию Фонда предоставить отчеты о своем финансово-экономическом положении.
После внесения в статью IV в 70-х гг. некоторых изменений элементы наднациональности в МВФ приобрели более мягкую форму. Естественно, с отменой золотого паритета повысилась роль государств в определении валютных курсов, но все основные н правовые вопросы функционирования системы СДР по-прежнему находятся в компетенции МВФ.
Существует более 40 вопросов, решения по которым обязательны для исполнения государств-членов. Причем для принятия решений в Фонде достаточно большинства в 70-85% голосов, зачастую решения принимаются органами ограниченного членского состава. Фонд осуществляет строгий надзор за валютной политикой государств-членов на многостороннем и одностороннем уровне. Государства не вправе манипулировать валютными курсами в ущерб международной валютной системе, использовать изменения валютного курса в целях неоправданного обогащения, вводить без согласия Фонда ограничения по текущим международным операциям (ст. VIII), прибегать к множественности валютных курсов. Государства обязаны предоставлять Фонду статистические данные о состоянии экономики, допускать представителей Фонда для изучения на месте экономического положения (ст. XII).
173. Высшим органом МВФ является Совет Управляющих (далее — Совет), состоящий из представителей всех государств-членов. Каждое государство имеет право направить в Совет двух лиц — Управляющего и его заместителя (обычно это министр финансов либо руководитель центрального банка) сроком на 5 лет.
Заседания Совета проходят раз в год, как правило в сентябре-октябре, совместно с Советом Управляющих МБРР. Чрезвычайная сессия может быть созвана по требованию Исполнительного Директората, если за это выступают 5 Директоров или другое количество Директоров, которое располагает 1/4 всех голосов государств-членов.
Управляющие избирают Председателя Совета и его заместителя на следующую сессию, а также выбирают состав Организационного комитета сроком на 1 год.
В компетенцию Совета входит: принятие новых членов, приостановление членства, исключение, заключение соглашений с международными организациями, утверждение соглашений с государствами о кредитовании, увеличение или уменьшение основного капитала, одобрение всеобщего пересмотра квот, распоряжение прибылью, утверждение бюджета Фонда, разрешение споров по толкованию Соглашения о МВФ, одобрение всеобщего изменения паритета валют, пересмотр норм по покупке иностранной валюты и др.
Исполнительным органом МВФ является Исполнительный Директорат (далее — ИД), состоящий из 40 Исполнительных Директоров — постоянных и временных. Постоянные Директора назначаются на 2 года государствами, имеющими наибольшие квоты. Временные Директора избираются на 2 года государствами на основе географического представительства (в том числе 3 представителя от европейских государств, 3 — от латиноамериканских государств). При этом по одному представителю обязательно избираются от Китая и России. Заседания ИД происходят по мере необходимости — как правило, несколько раз в неделю. ИД следит за механизмом формирования валютных курсов, принимает решения о предоставлении финансовой помощи государствам-членам.
Большую роль в системе МВФ-МБРР играет Временный комитет Совета Управляющих Фонда, имеющий статус консультативно-совещательного органа. В его рамках были согласованы многие крупные вопросы, касающиеся деятельности Фонда.
Директор-распорядитель МВФ назначается ИД Фонда из числа лиц, не связанных с руководящими органами МВФ. Директор-распорядитель является председателем ИД без права голоса (кроме случаев равного распределения голосов), а также возглавляет Секретариат МВФ. Директор-распорядитель обеспечивает связь между ИД, аппаратами Фонда и Банка, правительствами государств-членов, между МВФ и Секретариатом ООН, другими международными организациями.
Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Кроме того, в Париже и Женеве имеются постоянные представительства МВФ. В 1991 году учреждено представительство МВФ и МБРР в Москве.
Секретариат МВФ состоит из 7 региональных департаментов, нескольких функциональных департаментов (расчетный, юридический, исследовательский, денежных и валютных вопросов, налоговых проблем, центральных банков). Региональные департаменты разрабатывают рекомендации по вопросам экономического развития соответствующих стран и политику Фонда по отношению к ним. Функциональные департаменты разрабатывают политику Фонда в конкретных областях валютно-финансовых отношений. Сотрудники аппарата МВФ не являются представителями государств, это служащие международной организации, ответственные только перед организацией (в отличие от Управляющих и Директоров).
174. Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР — такие же, как и в МВФ. В компетенцию ИД Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае.
Возглавляет МБРР Президент Банка, назначаемый ИД Банка из числа лиц, не связанных с руководящими органами МБРР. Президент является Председателем ИД Банка и возглавляет Секретариат МБРР. Члены Совета Управляющих Банка по должности исполняют обязанности членов Советов Управляющих МФК и MAP.
Исполнительные Директора Банка одновременно являются Исполнительными Директорами МФК и MAP. МФК и MAP не имеют своего штата сотрудников, управление их деятельностью осуществляется аппаратом МБРР.
Правда, МФК имеет своего Президента и Вице-президента, а также собственный орган — Комитет советников, состоящий из представителей крупнейших банков, финансовых компаний и выносящий рекомендации частным инвесторам по вопросам рационального размещения капиталов.
Секретариат МБРР состоит из территориальных отделов, 8 проектных отделов, отделов экономического развития, экономического программирования, технических операций, финансов, статистики. ИД имеет право учреждать другие отделы и подразделения.
В качестве совместного комитета МВФ и МБРР в 1974 году был создан Объединенный комитет Советов Управляющих МВФ и МБРР по переводу реальных ресурсов развивающимся странам (Комитет развития).
В структуре МБРР действуют также: Консультативный Совет Банка из 7 представителей банковских, промышленных и торговых кругов; Экономический комитет и Комитет по займам — из руководителей экономических отделов; постоянные и временные комиссии, комплектуемые из числа Исполнительных Директоров.
175. Групповые интересы государств-членов МВФ и МБРР согласовываются в рамках разного рода комитетов и групп (по аналогии с «Группой 77» в ЮНКТАД и ООН).
До 1975 года существовала «Группа 5» из постоянных членов Исполнительных Директоратов Фонда и Банка. В 1975 году, когда по приглашению Президента Франции в Рамбуйе, под Парижем, собрались главы 7 ведущих государств, фактически сложилась «Группа 7» (G 7) — неформальная структура, согласовывающая позиции для принятия важнейших решений, в том числе в сфере МЭО. В 1998 году в «клуб» этих стран была допущена Россия (G 8), хотя её участие в нем можно признать неполным, особенно после валютно-финансового кризиса в России в августе 1998 года.
Органы МВФ и МБРР готовят специальные доклады для заседаний «Группы 7». Решения Группы передаются для доработки и оформления в органы Фонда и Банка. Так, на сессиях Фонда и Банка в 1987-1988 гг. были представлены и утверждены решения «Группы 7» о списании части долгов наименее развитых государств.
«Группа 10» состоит из государств-участников Генерального соглашения о займах 1962 года. Государства-участники Соглашения предоставляют Фонду займы для дополнительного кредитования государств-членов через механизм МВФ и могут закупать в Фонде валюту в больших суммах и на приемлемых условиях вне зависимости от их квоты. В рамках «Группы 10» встречаются не главы государств, а министры финансов и управляющие центральными банками.
В качестве своеобразного противовеса «Группе 10» развивающимися странами сформирован «Комитет 24» («Группа 24»), который координирует позиции PC в Советах Управляющих, Исполнительных Директоратах и других органах МВФ и МБРР.
Система МВФ—Всемирный банк становится фактически главным мировым финансово-экономическим центром, в котором решаются вопросы, касающиеся не только государств-членов, отдельных групп государств, но и мирового сообщества в целом, не только финансирования национальных программ стабилизации, но и обеспечения функционирования глобальной сферы обращения. Система МВФ — это фактически один из краеугольных камней системы международной экономической безопасности сообщества государств.
176. Расширение компетенции системы МВФ — Всемирный банк происходит, как и в случаях со многими универсальными международными организациями, путем расширения предметной и юрисдикционной компетенции через использование «подразумеваемой компетенции», норм «мягкого права», внеуставное регулирование, увеличение количества вопросов, по которым принимаются обязательные для исполнения решения, перераспределение компетенции между высшими и исполнительными органами в пользу последних.
Основными документами, регламентирующими договорную компетенцию МВФ и МБРР, являются Внутренние Правила Фонда и Банка, решения, постановления Советов Управляющих и Исполнительных Директоратов.
Самый обстоятельный из них — «Общие условия заключения кредитных соглашений и соглашений о гарантиях» — был принят Советом Управляющих МБРР в 1969 году (с дополнениями 1974 года). В 1979 году в МВФ были приняты «Принципы выдвижения Фондом хозяйственно-политических условий при предоставлении своих кредитов».
По кредитным соглашениям МВФ (как правило, это 3—5-летние соглашения стенд-бай) автоматически предоставляются кредиты только в пределах резервной доли государства-члена, т.е. в пределах разницы между размером квоты и суммой национальной валюты, имеющейся в распоряжении Фонда. Дальнейшее кредитование осуществляется четырмя долями («траншами») по 25% квоты государства. Использование первого транша происходит полуавтоматически, а последующих — только по специальному решению ИД на определенных условиях. Фонд, как правило, предоставляет краткосрочные (до 12 месяцев) и среднесрочные (1—3 года).
Разновидностью кредитных соглашений, которые заключает МБРР, являются проектные/программные соглашения, когда имеет место кредитование под согласованный проект. При этом размер кредита не зависит от квоты государства-члена в капитале МБРР. Банк предоставляет краткосрочные (менее 10 лет), среднесрочные (10—20 лет) и долгосрочные (более 20 лет) кредиты под средний процент более 11% годовых.
Разумеется, МВФ и МБРР заключают не только соглашения о предоставлении, но и о заимствовании финансовых средств.
Кроме того, МБРР имеет соглашения с ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИДО, ЮНКТАД, МОТ, ИФАД - Международным фондом сельскохозяйственного развития.
177. МФК и MAP, в отличие от Фонда и Банка, имеют право заключать международные соглашения не только с правительствами государств-членов, но и с государственными и частными предприятиями государств-членов. Средний срок кредитов МФК — 15 лет, MAP — 35—50 лет.
178. Чаще всего при принятии решений в МВФ и МБРР используется принцип квалифицированного большинства голосов. Простым большинством принимаются постановления оперативного характера, касающиеся обычных регулярных операций Фонда и Банка.
Квалифицированным большинством (70—85% голосов) в обязательном порядке, как это предусмотрено Соглашениями о МВФ и МБРР, принимаются постановления по вопросам формирования Советов Управляющих, изменения числа Исполнительных Директоров, толкования статей Соглашения, изменения квот, утверждения валютных соглашений с государствами-членами, продления сроков кредитования, использования золотых авуаров, установления принципов и методов определения стоимости СДР, установления размеров штрафных санкций и др.
В органах ограниченного членского состава — Исполнительном Директорате, Временном комитете — при принятии решений, как правило, используется метод консенсуса, под которым понимается отсутствие возражений. Полное единогласие государств-членов МВФ требуется для изменения положений Соглашения о МВФ, устанавливающих право выхода из организации, предусматривающих обязательное согласие государства-члена на изменение его квоты и порядок изменения валютного режима государства-члена.
179. Согласно Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся, в частности (ст. 71, 75, 106, 114), вопросы: финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии, федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, единой финансовой, кредитной и денежной политики.
До середины 80-х гг. XX века существовала государственная монополия на банковские денежные операции, государственная валютная монополия, когда при минимальном числе участников внешнеэкономических связей валютные доходы концентрировались в руках государства, выручка от экспорта в иностранной валюте сосредоточивалась на счетах Внешторгбанка СССР, валютные ресурсы распределялись по отраслям и регионам в плановом порядке.
Принципы платежно-расчетных отношений предусматривались в торговых договорах, соглашениях о платежах, соглашениях о товарообороте и платежах, которые заключались Советским Союзом. Применялись формы расчетов в свободно конвертируемой валюте либо двусторонний клиринг (например, в 1980 году с Индией, Египтом, Пакистаном, Китаем).
На основании межправительственных соглашений уполномоченные банки подписывали специальные межбанковские соглашения, в которых определялись специфические вопросы осуществления расчетов.
С 1986 года началось постепенное формирование валютного рынка. Закон СССР «О валютном регулировании» 1991 года положил начало специальному законодательному регулированию валютных отношений в стране.
В настоящее время основными нормативными актами РФ по вопросам финансово-валютного регулирования являются: Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» 1991 года; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.92 г.; Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.92 г.; Закон РФ «О страховании» от 27.11.92 г.; Закон РФ «Об основах налоговой системы» 1992 года; Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» 1992 года; Федеральный Закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» 1994 г.; Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 1995 года; Указ Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18.8.96 г.; Постановление Правительства РФ от 6.3.93 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» и другие.
Законодательство РФ разграничивает понятие валютных операций на два вида:
— текущие валютные операции (расчеты по экспортно-импортным операциям и т.п.);
— валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции и т.п.).
Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные кредитные учреждения, т.е. банки, биржи, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. В целях реализации валютной политики в России активно применяются различные инструменты регулирования валютных операций, в том числе валютные ограничения.
Так, например, часть экспортной выручки подлежит обязательной продаже государству на внутреннем рынке в валютный резерв, Ограничивается вывоз наличной национальной валюты за границу физическими лицами.
Российское законодательство различает понятия «резидент» и «нерезидент» в том что касается субъектов валютного рынка. Резиденты — это физические лица, имеющие постоянное место жительства в России, в том числе временно находящиеся за границей; предприятия и организации с местонахождением в России; дипломатические представительства РФ за рубежом; находящиеся за границей филиалы и представительства резидентов.
Нерезидентами являются: физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами России, в том числе временно находящиеся в РФ; предприятия и организации с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в России иностранные дипломатические представительства; находящиеся в России филиалы и представительства нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты наделяются различными правами и обязанностями. Так, резиденты могут открывать счета за рубежом, а российские юридические лица участвовать в капитале иностранных банков в порядке и на условиях, определяемых Центральным Банком РФ.
На нерезидентов эта компетенция ЦБ РФ не распространяется. В то же время нерезидентам (иностранным предприятиям и гражданам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок страны.
180. Финансовое положение России на международном рынке определяется состоянием ее платежного баланса, т.е. соответствием внешних доходов и расходов. Платежный баланс включает баланс по текущим операциям (условно — внешнеторговый баланс) и баланс движения капитала.
Если внешнеторговый баланс России в 90-х годах сводился с положительным сальдо вследствие превышения объемов экспорта над импортом, то баланс движения капиталов был крайне неблагоприятным. В результате сводный платежный баланс неизменно сводится с отрицательным сальдо. Это означает, что имеет место кредитование Россией внешнего мира.
Отрицательное сальдо платежного баланса и, соответственно, дефицит бюджета покрывается за счет кредитов МВФ, а также путем переноса задолженности самой России на будущий период.
Формально Россию можно считать страной-кредитором, так как причитающиеся ей суммы от государств-должников превышают объем долга самой России. В то же время, если учесть, что возврат значительной части задолженности других стран перед Россией достаточно проблематичен, фактически Россия является нетто-должником.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Ежегодно в законах о федеральном бюджете устанавливаются предельные размеры государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых кредитов. Заимствование и кредиты осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или по уполномочию Правительства РФ.
181. В начале 90-х годов XX века страной был взят курс на вхождение в мировую валютно-финансовую систему. В октябре 1991 года МВФ предоставил СССР статус «ассоциированного члена» МВФ с возможностью получать от МВФ техническую помощь, в том числе в форме программы экономических реформ, но без права получения кредитов.
В последующем статус членства России в МВФ расширялся: в 1992 году России было предоставлено право на получение кредитов, назначение своих Директоров в Исполнительные Директораты МВФ и МБРР; по размеру выделенной квоты в уставном капитале (4313 млн. СДР, или 3% от общей суммы квот) Россия заняла 9 место среди государств-членов.
В мае 1995 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О вступлении Российской Федерации в Международный Валютный Фонд, Международный Банк реконструкции и развития и Международную Ассоциацию развития».
Вместе с тем, Россия пока не приняла на себя обязательств по ряду принципиальных статей Устава МВФ, касающихся, в частности, участия в системе СДР, недопущения валютных ограничений по текущим (внешнеторговым) операциям, компетенции органов МВФ и МБРР в отношении государств-членов.
Вхождение в систему МВФ и МБРР дает возможность России, в том числе через Парижский и Лондонский клубы государств-кредиторов, провести переоформление, реструктуризацию внешней задолженности с учетом долгов других стран перед Россией.
В качестве условий предоставления России кредитов МВФ выдвинул требования по реформированию экономики, сдерживанию бюджетного дефицита, пополнению доходов бюджета за счет сбора налогов, реформированию банковской системы и другие.
Являясь с 1992 года членом МБРР, Россия получает кредиты Банка для создания объектов инфраструктуры рыночной экономики. В свою очередь МБРР приобретает акции российских предприятий. Развивается сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития — ЕБРР. Ресурсы ЕБРР направляются на поддержание нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса, в региональные программы. В ряде случаев Банк участвует в капитале российских банков.
182. В системе финансовых отношений с бывшими республиками СССР в связи с распадом рублевой зоны Россией и другими странами СНГ взят курс на создание Платежного союза стран СНГ.
В двусторонних торговых и платежных соглашениях, заключенных Россией с иностранными государствами, содержатся принципы платежно-расчетных отношений по внешнеэкономическим операциям и положения о кредитовании. Предусматривается, в частности, осуществление расчетов между российскими и иностранными участниками ВЭД в свободно конвертируемой валюте. Формы расчетов (аккредитив, инкассо и др.) подлежат согласованию во внешнеторговых контрактах.
Российские банки проводят операции на международных валютных и кредитных рынках в целях обеспечения потребностей участников внешнеэкономического оборота, по их поручению выполняют платежи за границу, оказывают услуги по кредитованию. Для создания в России банков с иностранным участием требуется лицензия Центрального банка России. Доля участия иностранного капитала в банковской системе страны не может превышать, согласно установленному лимиту, 12%.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Что является предметом правоотношений в международном финансовом праве?
2. Какие правоотношения в мировой финансовой системе регулируются частным правом, а какие — публичным правом?
3. Когда возникла первая многосторонняя мировая валютно-финансовая система, направленная на регулирование платежных балансов?
4. Какие международные организации функционируют в мировой финансовой системе?
5. Что является источником правового регулирования Европейской валютной системы?
6. На какие аспекты распадается вопрос о трансграничном движении финансовых средств?
7. Что представляют собой Парижский и Лондонский клубы кредиторов?
8. Какую эволюцию прошла современная мировая валютная система?
9. Как сказывается явление глобализации на изменении оперативной деятельности МВФ?
10. Как возник МВФ?
11. Какова взаимосвязь МВФ и МБРР? ,
12. В чем проявляются «наднациональные» черты правосубъектности МВФ?
13. Каков правовой статус России в МВФ?
14. Каково значение Платежного союза стран СНГ?
- Введение
- Об авторе этой книги
- Перечень применяемых сокращений
- Общая часть Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений
- 1.1. Международный экономический правопорядок
- 1.2. Мэп и внутреннее право
- Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
- 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (мэп)
- 2.2. Субъекты международного экономического права
- 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
- Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
- Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
- Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
- Особенная часть Глава 6 Международное торговое право
- 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (мт)
- 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования мт
- 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
- 6.4. Система вто
- Глава 7 Международное финансовое право
- 7.1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе
- 7.2. Система мвф и Всемирного банка
- Глава 8 Международное инвестиционное право
- 8.1. Международный правопорядок на рынке инвестиций
- 8.2. Внутреннее право и режим инвестиций
- Глава 9 Право международной экономической помощи
- Глава 10 Международное трудовое право
- Содержание