37. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательных учреждений.
Правовой статус образовательного учреждения.
Возможности самоуправления в О.У. и компетенция О.У.
Компетенция и ответственность О.У.
Содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены прежде всего и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Как уже было сказано, правовой статус, в том числе и прежде всего компетенция самого образовательного учреждения определяется тем, в «пространстве» чьей компетенции оно находится – федерального уровня, уровня субъекта РФ или уровня местного самоуправления. Исходя из этого, законодательством устанавливается следующая компетенция образовательного учреждения и соответствующая ее его правовая ответственность (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»):
1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;
6) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
13) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации
.Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
В связи с растущей самостоятельностью образовательных учреждений изменяются и формы контроля в сфере образования. Наряду с процедурами лицензирования и аттестации усиливаются инспекционная и ревизионная деятельность Управления образования администрации города, органов управления образования, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, городской комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав в виде: комплексного и тематического инспектирования, взаимо- и самоанализа деятельности органов управления образования и образовательных учреждений по вопросам защиты прав детей в образовании, качества образования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Программа повторения
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Предмет, цели и задачи правового обеспечения профессиональной деятельности.
- Понятие «правовое регулирование». Основные виды образовательных отношений как предмета правового регулирования.
- Закон рф «Об образовании».
- Государственная политика в области образования.
- Общие требования к организации образовательного процесса. Общие требования к организации образовательного процесса.
- 17.Государственный стандарт общего образования. Назначение государственного стандарта общего образования. Компоненты государственного стандарта.
- 18. Образовательная программа. Основные общеобразовательные программы. Основные профессиональные программы. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ.
- 19.Основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования.
- 20. Образовательные правоотношения. Основные объекты образовательного правоотношения. Субъекты образовательных правоотношений, их правовой статус.
- 21. Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- 22. Социально-правовой статус работников образовательных учреждений.
- Регулирование отношений работника образовательного учреждения и образовательного учреждения.
- 24. Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора.
- 25. Порядок заключения трудового договора. Оформление на работу.
- 26. Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника.
- 27. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. Оформление увольнения работников.
- 28. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство.
- 29. Правила оплаты труда педагогических работников.
- 30. Понятие заработной платы. Правовое регулирование заработной платы.
- 31. Минимальная заработная плата. Единая тарифная сетка. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному договору.
- 32. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения.
- 33. Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работников.
- 34. Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений.
- 35. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
- 36. Понятие образовательного учреждения, их типы и виды.
- 37. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательных учреждений.
- 38. Регулирование деятельности образовательных учреждений разных видов.
- 39. Государственные и негосударственные образовательные организации. Регулирование их деятельности законодательством рф.