logo search
Международное уголовное право

Раздел первый общая часть глава I понятие, предмет, система и источники международного уголовного права § 1. Понятие международного уголовного права

Исследование такого недостаточно разработанного в науке предмета как международное уголовное право должно начинаться с определения явлений, которые оно призвано регулировать и охранять, а также тех, с которыми призвано вести борьбу.

Понятие "преступление", как и понятие "уголовное право", имеет внутригосударственное происхождение. Им обозначаются наиболее тяжкие и опасные для общества противоправные деяния. Однако и в международном праве уже на ранних стадиях его развития встречается понятие "преступление". Договоры Древней Руси с Византией предусматривали ответственность за преступления, совершенные русскими в Византии и греками на Руси. Например, договор 911 г. предусматривал ответственность за такие злодеяния как убийство, грабеж, кража, умышленные побои и др.[1]

В данном случае понятие "преступление", встречающееся в источнике международного права, не отличается по существу от преступления по внутреннему уголовному праву. Государства договариваются об условиях уголовной ответственности подданных одного государства, совершивших преступления в другом государстве против его подданных или самого этого другого государства.

Позже появились уголовно наказуемые деяния, с которыми государствам трудно было вести борьбу в одиночку, — пиратство, работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и др. Для преследования этих преступлений государства стали заключать договоры о сотрудничестве. И в этом случае деяния, в борьбе с которыми сотрудничали государства, по своему характеру мало чем отличались от соответствующих деяний, не выходящих за пределы одного государства. Однако то, что, например, преступники часто оказывались за рубежом, или преступная торговая операция совершалась за государственными границами, или подделывалась валюта не своего, а иностранного государства, т. е. что преступление задевало интересы не одного, а нескольких государств, имело трансграничный эффект, предопределяло необходимость международного сотрудничества.

В середине XX в. с развитием международного права, и особенно института ответственности, понятие "преступление" получило новый смысл. Отсутствие дифференцированного подхода к различным международным правонарушениям означало, что господствующей в международном праве была цивилистическая концепция ответственности, а единственным субъектом такой ответственности признавалось только государство. Все охранительные правоотношения, независимо от характера и социальной значимости объекта правонарушения, сводились к двусторонним правоотношениям , в ходе которых потерпевшее государство могло требовать возмещения, а государство-делинквент было обязано предоставить такое возмещение.

Развитие международного права в XX в., появление в нем новых принципов и норм, нарушение которых особенно опасно для сохранения международного правопорядка, поддержания мирных и дружественных отношений между государствами, вызвало необходимость выделения особой категории правонарушений международных преступлений.

Постепенно некоторые деяния самого государства стали определяться как преступные, нарушающие интересы не только какого-либо одного государства — непосредственной жертвы (например, агрессия), а ставящие под угрозу международный правопорядок в целом.

С позиции уголовного права ответственность наступала только для физических лиц, виновных в совершении конкретных преступлений, а государство (или его органы) объявлялось преступным.

Когда в международно-правовых документах встречается термин "преступление", то это может означать:

а)  совершение физическими лицами уголовно наказуемых деяний,  затрагивающих интересы нескольких государств, с которыми последние договариваются вести борьбу;

б) наиболее тяжкие правонарушения, совершение которых влечет определение государства как преступного (например, агрессия);

в)   нарушение определенных международных стандартов в области защиты прав человека, которые государства должны соблюдать при разработке и применении норм своего внутреннего уголовного права (например, рекомендации об отмене или ограничении применения смертной казни).

К сфере международного уголовного права относятся также вопросы оказания государствами друг другу помощи по вопросам уголовного права и регулирования сферы действия уголовных законов различных государств, главным из которых является вопрос о выдаче преступников.

Следует различать преступления государств, с одной стороны, и преступления физических лиц - с другой. Это качественно разные, разноуровневые (хотя и в случае совершения международных преступлений взаимосвязанные) явления. Здесь различны не только субъекты преступления и объекты посягательства, но и способы, и формы ответственности.

Международное преступление государства складывается из преступных действий или бездействия физических лиц, чья ответственность — как по формам, так и по содержанию — соизмерима с уголовной ответственностью за другие преступления, совершаемые физическими лицами. Поэтому мы можем включить в понятие "международное уголовное право" и нормы, регулирующие борьбу с международными преступлениями физических лиц.

Однако эти преступления имеют довольно значительные отличительные черты по сравнению с преступлениями, совершаемыми индивидами не в качестве должностных лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства ведут совместную борьбу. Поэтому в нашей правовой литературе обычно проводится различие между международными преступлениями и преступлениями международного характера[2]. Первые совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление (см. ст. 19 проекта Статей об ответственности государств, разрабатываемого в рамках Комиссии международного права ООН). Вторые совершаются только физическими лицами, и государства сотрудничают с целью борьбы с ними. Если государство нарушает свое договорное обязательство перед другими государствами в этой области, то оно совершает не международное преступление, а обычное международное правонарушение — деликт.

Деяния квалифицируются в зависимости от обстоятельств, главное из которых — характер связи данного деяния с государством. Голландский юрист Б. Ролинг, например, отмечает, что следует различать два вида военных преступлений. Это случайные преступления, совершаемые индивидами из личных своекорыстных побуждений (убийство, изнасилование, грабеж и т. д.), и такие преступления как отдача приказа, - "Пощады не будет!", террор по отношению к мирному населению, использование запрещенных видов оружия и т. п., которые отражают тенденции существующей политической системы.

В первом случае конкретные физические лица совершают преступления международного характера, нарушая не только международные стандарты, но и, как правило, нормы своего национального права, и несут уголовную ответственность в соответствии с нормами внутреннего права своего государства или государства противника. Во втором случае государство само совершает международное преступление, несет за это международно-правовую ответственность, а виновные физические лица должны нести международную ответственность.

Уголовная ответственность индивидов за международные преступления может реализовываться международными судебными органами (например, Международный военный трибунал в Нюрнберге) и национальными судами. К преступникам могут применяться непосредственно как нормы международного права (в первом случае), так и соответствующие им, принятые для их имплементации нормы внутригосударственного права. В случае совершения преступления международного характера физическое лицо отвечает перед внутригосударственным судебным органом и к нему применяются нормы международного и национального права, соответствующие международным обязательствам государства.

Нормативный материал, который можно определить как международное уголовное право, должен соответствовать, по крайней мере, следующим критериям.

Во-первых, нормы международного уголовного права должны создаваться субъектами международного права не в одностороннем порядке, а путем согласования их воль. Во-вторых, цель этих норм — борьба с преступностью. В-третьих, преступления должны затрагивать интересы или международного сообщества в целом, или нескольких государств. В-четвертых, ответственность за нарушение норм должна быть уголовно-правовой, независимо от того, какой правоприменительный орган (международный или национальный) выносит приговор, применяются ли для определения наказания непосредственно нормы международного или внутригосударственного права.

Что же в таком случае представляет собой международное уголовное право?

В мире существуют две правовые системы: международное право и национальное право различных государств[3]. Любая норма права либо выражает волю какого-либо одного государства и, следовательно, входит в состав его внутреннего права, либо представляет собой результат согласования воль нескольких государств, т.е. является нормой международного права. Международное уголовное право есть совокупность норм, создаваемых в процессе согласования воль государств. Имеется также точка зрения, согласно которой международное уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, не входящую ни в международное публичное, ни во внутригосударственное право[4].

Следует подчеркнуть, что мировая тенденция взаимодействия и взаимопроникновения международных и внутригосударственных явлений и процессов выражается и в углублении взаимодействия международного права с национально-правовыми системами в целом и международного уголовного права с внутригосударственным уголовным правом в частности. Нормы международного уголовного права, как правило, реализуются через нормы внутригосударственного уголовного права и процесса. Профессор Ш. Бассиони отмечал, что превалирующим при имплементации норм международного уголовного права является не прямой способ, т.е. применение его норм международным уголовным судом, а опосредованный, т. е. применение его норм национальными правоприменительными органами. Иногда для решения конкретного уголовного дела правоприменительный орган руководствуется нормами как международного, так и внутригосударственного уголовного права[5].

Международное уголовное право характеризуется тем, что сохраняет международный правопорядок в целом с помощью специфических уголовно-правовых методов и средств. Подобно тому как внутригосударственное уголовное право охраняет от преступных посягательств внутригосударственный правопорядок, международное уголовное право призвано бороться с преступностью с помощью специфических уголовно-правовых средств в области международного морского права (пиратством), международного воздушного права (угоном самолетов, другими преступлениями против безопасности гражданской авиации), дипломатического права (преступлениями против лиц, пользующихся дипломатической защитой), международного экономического и финансового права (подделкой денежных знаков) и других отраслей международного права.

Следует иметь в виду, что нормы указанных отраслей международного права, хотя и относятся к международному уголовному праву, санкций не имеют. Меры наказания определены в уголовных законах государств после инкорпорирования их во внутреннее законодательство.

Далее, международное уголовное право призвано осуществлять защиту международного правопорядка с помощью свойственных ему средств в таких областях как международная безопасность (борьба с агрессией), вооруженные конфликты (нарушение законов и обычаев вооруженных конфликтов), международная защита прав человека (борьба с апартеидом и геноцидом).

Однако и в этом случае наказания либо оговариваются в специальном акте (например, в Уставе Нюрнбергского трибунала), либо устанавливаются в уголовных кодексах государств на основе международных соглашений и принципов уголовного права, принятых в этих государствах.

Может возникнуть вопрос: могут ли составлять единую отрасль международного уголовного права, с одной стороны, принципы и нормы, предусматривающие ответственность за тяжкие международные преступления, такие как, к примеру, планирование, развязывание и ведение агрессивной войны, а с другой - нормы, регулирующие, например, борьбу с торговлей наркотиками?

Опасность для международного сообщества указанных действий не одинакова. Однако и во внутригосударственном уголовном праве общественная опасность разных категорий преступлений различна. Так что это не может служить препятствием для образования определенной, достаточно целостной, взаимосвязанной совокупности норм. Принципы и нормы международного права, созданные с целью борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера, объединяет то, что они предусматривают уголовную ответственность виновных в нарушениях этих норм физических лиц, т. е. нормы международного уголовного права охраняют международный правопорядок в целом от преступных посягательств со стороны как отдельных индивидов, так и групп лиц, состоящих из участников преступления, с помощью уголовно-правовых методов и средств. В одних случаях эти физические лица совершают преступления в качестве официальных представителей государств, а в других — как частные лица.

Кроме того, эту совокупность норм международного права характеризует тесная связь с внутригосударственным уголовным правом. Нормы международного права, регулирующие борьбу с преступлениями международного характера, реализуются исключительно через применение соответствующих норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами. Реализация ответственности за международные преступления, хотя и может иметь место перед международными трибуналами, и к виновным физическим лицам могут применяться непосредственно нормы международного права (о чем свидетельствует опыт Международного военного трибунала в Нюрнберге), предполагает использование норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами.

Многие нормы внутригосударственного уголовного права также имеют целью охрану именно международного правопорядка. Часто такие нормы принимаются для выполнения государством его международных обязательств. Нередко желаемый результат достигается только совместным действием норм международного и внутригосударственного права. Эти нормы, созданные различным образом, действующие присущими им специфическими способами, решают одну и ту же задачу — задачу борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера[6]. Иногда совместное применение норм международного и внутригосударственного уголовного права приводит к образованию особых правоприменительных комплексов. Ст. 223-1 УК РСФСР 1961 г. предусматривала уголовную ответственность за загрязнение морских вод в нарушение международных договоров, подписанных СССР.

Однако такое тесное взаимодействие норм международного и внутригосударственного права не приводит к их слиянию в единую правовую систему. Нормы внутригосударственного уголовного права даже в тех случаях, когда они созданы специально для охраны международного правопорядка, остаются нормами внутригосударственного права.

Итак, международное уголовное право можно определить как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

Есть и иные определения. Ю.А. Решетов приходит к выводу, что "международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному праву (уголовному) и, наконец, к национальному уголовному праву"[7].

И.И. Карпец дает следующее определение международного уголовного права: "Международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между государственными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставы, конвенции) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права".[8]

Высказывалась идея о том, что международное уголовное право – комплексная отрасль (Л.Н. Галенская, А.И. Полторак). На этой же позиции стоят многие известные зарубежные авторитеты науки международного права, например М.Ш. Бассиони, Г. Шварценбергер, Д. Дерби, Дж. Мюллер и Д. Бешаров, Я. Динштейн[9].

[1] См.: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980 С. 167

[2] См., например: Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979б с. 31-54

[3] В данном случае мы не затрагиваем весьма сложного и спорного вопроса о природе внутреннего права международной организации и так называемого права Европейского сообщества. Что же касается международного частного права, то, несмотря на споры о его природе, большинство ученых убеждены в том, что оно не образует особой системы права наряду с международным публичным или внутригосударственным правом, являясь частью международного права

[4] См.: Карпец И.И. Указ. соч. С. 27; Ромашкин П. С. К вопросу о понятии и источниках международного уголовного права //Сов. государство и право. 1946

[5] Подробнее об этом см.: Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980

[6] Теперь и общеуголовные преступления (в прежнем их понимании) приобретают характер преступлений либо международных, либо международного характера

[7] Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М, 1983. С. 63

[8] См.: Карпец И.И. Указ. соч. С. 30

[9] Bassiouni M. Ch. Characteristics of International Criminal Law Conventions //International Criminal Law. N.Y., 1986. Vol. IP   1; Schwarzenberger G. The Problem of an International Criminal Law//Current Legal Problems L , 1950 Vol. 3. P. 262; Derby D.H.A. Framework of International Criminal Law// International Criminal Law. N.Y., 1986. Vol. 1. P. 34-35, 56-58; MuellerG.O.W., Besharov D.J.  Evolution and Enforcement of International Criminal Law// International Criminal Law. NY., 1986. Vol. 1. P. 59-64; Dinstein У International Criminal Law //Israel Law Review. Jerusalem, 1985. Vol. 20. № 2-3. P. 206-242