logo search
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ИГПЗС

Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи.

Брак мог заключаться между теми кто достиг брачного возвраста( мальчики – 14 лет, девочки – 12 лет), при условии что между ними нету родства, также требовалось согласие жениха и отца невесты,обязательное внесение женихом выкупа за невесту(если жених отказывается от девушки, то он теряет деньги, которые внёс, а вот если отказывается отец, то он должен был вернуть сумму в 2 раза больше), и также требовалось заключение брачного договора(когда, где, с кем, при каких обстоятельствах, условия договора, условия расторжения?)

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

  1. Уголовное и процессуальное право по Законнику Хаммурапи.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

  1. Становление афинской государственности в VIII-Vв.в. до н.э.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея. При нём якобы произошло слияние 12 племенных поселений в одно целое с центром в Афинах(синокизм). Произошло разделение свободных граждан Афин на 3 группы(класса):

1)эвпатриды- благородные-родовая знать

2)геоморы-земледельцы

3)демиурги-ремесленники. Только эвпатриды имели возможность замещать должности. Родовая знать стала господствующим классом, основой её власти было крупное землевладение. К эвпатридам перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранялось лишь право учавствовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Мелкие землевладельцы разорялись и были вынуждены заклыдывать земли за долги, с залогом земли возникла и долговая кабала. Эвпатриды пираясь на своё богатство и на исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лица – архонтам(с 7 века до.н.э. избирались 9 архонтов нав один год). Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной. Тогда же в 8 веке до н.э. возник ещё один новый орган публичного управления – ареопаг, заменив совет старейшин, он избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды. В это же время возникли первые писанные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и прежде всего кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Составителем законов был Драконт. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, и те кто вёл праздный образ жизни. Принцип ответственности по правилам Талиона был отменён. Эти законы стали символом жестокости, но тем не менее, они в определении ограничивали власть архонтов. Следующим информатором был Солом, особое значение имела земельная реформа. Солом отменил часть залоговой кабалы, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название – сисахфия. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Была узаконена свобода завещания. Так же проведена экономическая реформа- запретил вывоз зерна, и разрешение экспорта оливково масла, также реформатор содействовыал развитию ремесла, торговли, провел денежную реформу, создание новых органов управления:

1)Совет 400-хсот- орган осуществляющий административнораспорядительную деятельность

2)гелиэя-орган судебной власти .

К реформам Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу, на 4 класса:

1)пентаоксиомедины(пятисотники)- 500 медин или более(архонты, ареопаг, Совет 400-хсот, гелиэя, конница.

2)всадники(300-500 медимнов) совет 400-хсот, гелиэя, конница

3)зевгиты(200-300 медимнов) совет 400-хсот, гелиэя, пехота

4)феты(менее 200 медимнов) народное собрание, гелиэя, лёгкая пехота, флот.

Следующим великим реформатором был Клисфен. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они -делились в свою очередь на демы. Всего было 10 фил, 30 тритий, и 100 демов.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Последующий реформатор Эфиальт(462г. до н.э.)- ареопаг лишился политических функций и стал судебным органос по незначительному кругу дел.

Перикл(вождь демоса)430г. до н.э.-ликвидировал имущественные разряды граждан,ввел новый способ избрания на должности, и ввел оплату должностей.