Государственный строй Афин в V в. До н.Э.
Форма правления - демократическая республика .Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.
Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.
Наиболее важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.
Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.
Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11. Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.
Важным органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.
В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла.
Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.
Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.
Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.
Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.
Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан в принятии законов, отправление правосудия, выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили".
- Причины и условия возникновения древневосточных государств.
- Семейное и наследственное право по Законнику Хаммурапи.
- Государственный строй Афин в V в. До н.Э.
- Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы с. Туллия.
- Реформы Сервия Тулия.
- 2)Экстраординарная
- Государственный строй Римской империи.
- Гражданское право по Законам XII таблиц.
- Уголовное право и судебный процесс по Законам XII таблиц.
- Основные институты сословно-представительной монархии во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357г.: содержание и значение.
- Возникновение и развитие сословно-представительной монархии в Англии.
- Абсолютная монархия во Франции.
- Общая характеристика права феодальной Франции.
- Государственный строй Арабского халифата.
- Основные источники и институты мусульманского права.
- Английская буржуазная революция xviIв. : изменения в государственном и правовом строе Англии.
- Хабеас Корпус Акт 1679г.: содержание и историческое значение.
- Избирательные реформы в Англии в XIX веке.
- 1832 Г. – было уничтожено 50 гнилых и карманных местечек, освобожденные места
- 1781 Г. Были приняты статьи Конфедерации. В этом акте провозглашается
- 2. Принцип разделения властей. В Конституции выделены 3 федеральных органа;
- Билль о правах сша 1791г.
- Гражданская война 1861-1865г.Г. В сша и правовое закрепление ее результатов.
- Особенности буржуазной революции во Франции и основные этапы ее развития.
- Декларация прав человека и гражданина Франции 1789г.
- Развитие государственного строя и права Франции в конце XVIII-xiXв.В.: от режима Директории 1795г. К Июльской монархии 1830г. (по таблице Франции)
- Гражданский кодекс Франции 1804г.: содержание и значение.
- Уголовный кодекс Франции 1810г.: структура и содержание.
- Японская революция 1868г. И ее государственно-правовые последствия.
- Конституция Японии 1889г.
- Борьба за образование единого Германского государства. Конституция Германской империи 1871г.
- Революция 1848 г.
- 3. Усиление Пруссии и борьба за объединение Германии
- 4. Завершение объединения Германии и Конституция 1871 г.
- Конституция Германии 1871 г.
- Германское гражданское уложение 1900г.: структура и содержание.
- 2 Вариант ответа
- Конституция Франции 1946г.
- Причины установления Пятой республики во Франции. Конституция 1958г.
- Государственный строй Японии по Конституции 1947г.