logo
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ИГПЗС

Хабеас Корпус Акт 1679г.: содержание и историческое значение.

Определённым успехом оппозиции(вигов) в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями(Хабеас Корпус Акт) 1679 г,

Основные идеи акта

-недопустимость необоснованных арестов

-право на судебное разбирательство

-невозможность привлечения к повторной ответственности по одному и тому же делу.

Суть их сводится к обязанности по приказу судьи доставить в судебное заседание человека, Всё это делается для того, чтобы судья после ознакомления с причинами задержания и заключения мог уяснить, является ли задержание законным, и в противном случае отпустить задержанного на свободу. Эта процедура с вызовом и доставкой арестованного к судье имела ряд последствий для всех участников процедуры - для тюремщика или шерифа, для судьи и для самого задержанного. Они сводились к следующему:

1)Арестованный – в течение 6 часов после задержания лично или через представителя вправе обратиться в суд с требованием выдачи приказа об аресте

2)Судья – Обязан выдать приказ лицу под охраной которого находится арестованный.

Отказ- штраф в пользу арестованного

3) Тюремщик – Получив приказ, обязан в течение 3-х дней доставить арестованного в суд, удостоверившись в истинности причин задержания

4) Судья – В течение 2-х дней решал вопрос: 1)освободить из под ареста. 2)отпустить под залог. 3)Оставить под стражей.

Недостатки акта:

1)не распространялся на тяжкие уголовные преступления и на гос.измену

2)действия акта могло быть приостановлено парламентом

3)внесение залога могло быть доступно только имущим.

Лицо, освобождённое по приказу Хабеас Корпус, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за тоже преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний – высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности

  1. Формирование и развитие конституционной монархии в Англии в XVIII-XIX в.в.

Начало следующего столетия в истории Англии ознаменовалось изданием Акта об устроении (или Закон о престолонаследии) в 1701 г. Этот документ решал вопрос о порядке наследия престола после бездетного Вильгельма Оранского: старшая линия Стюартов навсегда лишалась права на английский престол, а также подтверждалось ограничение королевской власти в пользу парламента. Акт вводил принцип контрассигнатуры и принцип несменяемости судей (до этого в отношении судей действовала формула "пока угодно королю", теперь - пока "ведут себя хорошо"). Отстранение государственных служащих от должности должно было осуществляться только по решению парламента. Акт об устроении создавал основы для введения принципа разделения властей.

Таким ообразом, к началу XVIII в. в Англии существовало три конституционных акта (Хабеас корпус, Билль о правах и Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции (до сих пор в стране нет единого законодательного акта). К этому добавлялись неписаные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. XVIII век - время установления этих правил: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето. В конституционном развитии Англии прослеживалось два направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент. Парламент состоял из двух политических партий: тори (отстаивали земельный ценз) и виги (за имущественный ценз). В 1710 г. был принят закон, в соответствии с которым в парламент могли избираться лица с доходом от недвижимости в размере 500 фунтов в сельской местности и 300 фунтов в городах. Действовала старая избирательная система, которая обеспечивала наличие "карманных округов" и "гнилых местечек" (представители от этих округов попадали в парламент в соответствии со средневековыми королевскими грамотами). Это обеспечивало политическое господство аристократии. Акт об устроении запретил совмещение звания члена нижней палаты с занятием государственной должности, но актом 1706 г. он мог подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Социальный состав парламента обеспечивал господство аристократии в обеих палатах, поэтому господствующие классы не боялись вручить ему полноту власти. С 1707 г. короли перестали пользоваться правом вето, передавая парламенту всю полноту законодательной власти. В 1716 г. произошло увеличение полномочий нижней палаты с 3-х до 7 лет, что обеспечивало независимость от избирателей. Заседания парламента были тайными, и разглашение парламентских прений приравнивалось к государственной измене.

Кабинет министров. Лишение короля законодательной власти способствовало ограничению его полномочий в сфере исполнительной власти, и это имело следствием то, что министры должны были попасть под контроль парламента. Это достигалось с помощью конституционного прецедента. Начало было положено заседаниями кабинета без короля: с 1720-х гг. король перестал посещать заседания, так как не знал английского языка. Отсутствие короля на заседаниях кабинета привело к выделению министра, который председательствовал на заседаниях, - премьер-министра. Далее был внедрен принцип неответственности монарха ("Король не может быть не прав"): по акту 1711 г. за подписанный королем документ ответственность нес соответствующий министр. Перенос ответственности на членов кабинета требовало контроля над ними парламента, и был выработан механизм отставки правительства. В первой половине XVIII в. практиковалась индивидуальная ответственность министров, а к концу века вводится солидарная ответственность кабинета министров.

Одновременно происходит ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц. Этому способствовал инцидент, произошедший в 1727 г. между Георгом II с Р.Уолполом: когда король уволил с поста министра Уолпола, являвшегося лидером парламентского большинства, парламент не утвердил цивильный лист. Таким образом, в середине века утвердилось правило: король назначает в кабинет тех лиц, которые имеют поддержку большинства парламента. С другой стороны, кабинет пребывает у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства палаты общин (начало положил тот же Уолпол, который ушел в отставку вместе с кабинетом после, того как 20 лет он опирался на парламентское большинство). К концу XVIII в. становится очевидным, что нельзя управлять, имея против себя парламент, от которого зависит бюджет страны. Сотрудничество с тем кабинетом, который состоял из лидеров парламентского большинства, способствовало формированию кабинета на партийной основе и привело к созданию ответственного правительства. Это стало отличительным признаком парламентской системы Англии к концу XVIII в.

Таким образом, в Англии сложилась конституционная монархия. Формально король был главой государства. В его ведении находились международные отношения, война и мир, назначение и отзыв послов, главнокомандующего армией, министров, от его действовали имени Тайный совет и парламент. Король имел право досрочного роспуска палаты общин, назначения новых лордов. Но реально ни одну из прерогатив монарх осуществить не мог. Неписаная конституция лишила монархию ее реального содержания. Деятельность кабинета и премьера не регулировалась никаким законом, а определялась неписаными правилами. В середине XVIII в. некоторые политичесике деятели выражали протест, что должность премьера противоречит закону и таит опасность для государства, но это уже была практика парламентаризма, и отказываться от нее было нецелесообразно. Кабинет министров представлял собой коллектив, состав которого ограничивался средой парламентского большинства, что усиливало позицию министров в отношении к королю и облегчало контроль парламента над министрами.

Самым значительным элементом политической системы являлся парламент. В нем были представлены две партии: тори состояли из помещиков и буржуазии и выступали как носители исторической традиции; виги в основном состояли из промышленной буржуазии и выступали за умеренные преобразования. До середины XVIII в. в парламенте доминировали виги, с 1783 г. до 1830 г. - тори. Феодальное представительство по дореволюционной системе, обеспечивающей господство в парламенте аристократии, привело к борьбе за избирательные реформы.