logo search
Зарплата ГроссМедиа

3.2. Плата за работу в ночное время

Статьей 154 Трудового кодекса РФ установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время установлен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время". Эта величина составляет 20% от часовой тарифной ставки (оклада за час) за каждый час работы в ночное время. А конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным или трудовым договором.

Какое же время считается ночным? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 96 Трудового кодекса РФ. В частности, там сказано, что это время с 22 до 6 часов. Продолжительность работы в ночное время сокращается на один час. Но тем работникам, которым и так установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, и тем, кто специально принят для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором, сокращать продолжительность работы не нужно.

Продолжительность работы ночью уравнивается с продолжительностью работы днем в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список таких работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Пример. Организация в соответствии с условиями коллективного договора производит доплату работникам за работу в ночную смену. Коллективным договором установлена 30%-ная доплата за работу в ночную смену, которая продолжается 10 часов: с 22 до 8 часов. Должностной оклад работника - 7000 руб. в месяц. Графиком сменности, являющимся приложением к коллективному договору, установлено, что данный работник каждую нечетную неделю работает четыре дня в ночную смену при сохранении 40-часовой рабочей недели за счет предоставления трех выходных дней. В соответствии с табелем учета рабочего времени данный работник отработал в июле восемь ночных смен.

Согласно ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором. Доплата работнику за работу в ночное время, рассчитанная исходя из условий коллективного договора, составляет 1000 руб. (7000 руб. : 168 ч x 30% x 10 ч x 8 дн., где 168 ч - количество рабочих часов за октябрь). Следовательно, заработная плата работника за октябрь составит 8000 руб. (7000 руб. + 1000 руб.).

Что касается сумм доплаты за работу в ночное время, то в целях налогообложения прибыли они относятся к расходам на оплату труда только в части, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Статьей 96 Трудового кодекса РФ установлено, что ночным признается время с 22 до 6 часов. Следовательно, сумма доплаты за работу в ночное время в соответствии с данной нормой должна составлять в рассматриваемой ситуации 800 руб. (7000 руб. : 168 ч x 30% x 8 ч x 8 дн.). В этой сумме доплата работнику за работу в ночное время является обоснованным (экономически оправданным) расходом и уменьшает полученные доходы в налоговом учете (п. 1 ст. 252, а также пп. 2 п. 2 ст. 253 и п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

Доплата работнику за работу с 6 до 8 часов в сумме 200 руб. (1000 руб. - 800 руб.) не признается экономически оправданным расходом и не учитывается для целей налогообложения прибыли.

Сумма вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей является объектом налогообложения по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ). Налоговая ставка по этому виду доходов устанавливается в размере 13% (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ). Сумма НДФЛ удерживается из заработной платы работника организацией - налоговым агентом непосредственно при ее выплате (п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ). То же самое касается взносов во внебюджетные фонды. Напомним, что с 2011 г. тарифы страховых взносов увеличатся, а количество плательщиков, которые будут иметь возможность применять пониженные страховые тарифы, наоборот, сократится. В том числе с 2011 г. начнут рассчитывать взносы по общим тарифам организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН или ЕНВД.

Итак, с 2011 г. исчислять страховые взносы по общим тарифам должны будут все плательщики, за исключением ограниченного числа страхователей, для которых предусмотрены пониженные страховые тарифы. Это следует из ч. 2 ст. 12, ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

При этом в совокупности общий страховой тариф составит 34%.

Тарифы страховых взносов в соответствующие бюджеты внебюджетных фондов указаны в таблице.

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Федеральный фонд ОМС

территориальные фонды ОМС

Для лиц 1966 года рождения и старше

26,0%

-

2,9%

2,1%

3,0%

Для лиц 1967 года рождения и моложе

20,0%

6,0%

Тариф пенсионных взносов распределен на страховую и накопительную части пенсий для указанных категорий застрахованных физических лиц на основании пп. "б" п. 19 ст. 27 Закона N 213-ФЗ.

При этом нужно прекратить начислять страховые взносы с момента, когда сумма вознаграждений в пользу физического лица превысит предельную величину - 415 тыс. руб. (ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

В период 2011 - 2014 гг. пониженные страховые тарифы будут применять только следующие плательщики страховых взносов (ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

- сельскохозяйственные товаропроизводители;

- организации народных художественных промыслов;

- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- резиденты технико-внедренческой ОЭЗ в отношении выплат лицам, которые работают на ее территории;

- организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕСХН;

- организации, предприниматели и обычные физические лица, которые выплачивают вознаграждения инвалидам I, II или III группы, в отношении таких выплат;

- общественные организации инвалидов;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если соблюдены требования о численности инвалидов и доле их заработной платы в фонде оплаты труда;

- учреждения, которые созданы для достижения социально значимых целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, если единственным собственником имущества учреждения является общественная организация инвалидов.

Заметим, что по сравнению с 2010 г. из перечня плательщиков, которые вправе применять пониженные страховые тарифы, исключены организации и предприниматели, применяющие УСН или ЕНВД. С 2011 г. они платят страховые взносы по общим тарифам.

Первый период - 2011 и 2012 гг. В это время пониженные страховые тарифы в совокупности будут составлять 20,2%. Значения тарифов по каждому бюджету, в который уплачиваются страховые взносы, приведены в таблице.

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Федеральный фонд ОМС

территориальные фонды ОМС

Для лиц 1966 года рождения и старше

16,0%

-

1,9%

1,1%

1,2%

Для лиц 1967 года рождения и моложе

10,0%

6,0%

Тариф пенсионных взносов распределен на страховую и накопительную части пенсий для указанных категорий застрахованных физических лиц на основании п. 5 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

Во второй период - 2013 и 2014 гг. - суммарный размер страховых тарифов повысится и будет равен 27,1%. При этом соотношение тарифов будет следующим:

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Федеральный фонд ОМС

территориальные фонды ОМС

Для лиц 1966 года рождения и старше

21,0%

-

2,4%

1,6%

2,1%

Для лиц 1967 года рождения и моложе

15,0%

6,0%

Распределение тарифа пенсионных взносов на страховую и накопительную части пенсий для указанных категорий застрахованных физических лиц предусмотрено п. 5 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

При этом, как уже было сказано выше, нужно прекратить начислять страховые взносы с момента, когда сумма вознаграждений в пользу физического лица превысит нарастающим итогом с начала года предельную величину - 415 тыс. руб. (ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

С 2015 г. указанные выше плательщики будут наравне с остальными применять общие тарифы страховых взносов.

Вернемся к теме ночных работ. К ночным работам не допускаются:

- беременные женщины;

- работники, не достигшие возраста 18 лет (кроме участвующих в создании или исполнении художественных произведений);

- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

- инвалиды и работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и только при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом работодатель должен в письменной форме ознакомить указанных работников со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Однако для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, порядок работы в ночное время может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. Правда, соответствующего перечня пока не принято.