18. Порядок замещения должностей в государственном аппарате. Условия прохождения государственной службы. Аттестация. Классные чины и порядок их присвоения.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.
Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. При этом претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должное гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом.
Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.
Элементы прохождения государственной службы:
1) поступление на государственную гражданскую службу;
2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;
3) поощрение и льготы государственных служащих;
4) юридическая ответственность государственных служащих;
5) прекращение государственной службы.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Служебный контракт содержит обязательные, существенные и дополнительные условия.
Обязательные условия служебного контракта:
1) права и обязанности его сторон;
2) фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
Существенные условия служебного контракта:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права, обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Дополнительные условия:
1) испытание;
2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами РФ.
По сроку действия служебный контракт может быть заключенным на неопределенный срок и срочным.
Срочный служебный контракт заключается в случае:
1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;
2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов за пределами Российской Федерации;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;
7) замещения должности гражданской службы, по которой ч. 13 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда;
8) в иных случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
Не подлежат аттестации:
1) гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;
2) гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
4) гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
3) понижается в должности гражданской службы.
Классный чин в Российской Федерации — установленное федеральным законом или иным нормативным актом специальное наименование, обозначающее ранг лица, замещающего должность федеральной государственной или муниципальной службы.
Согласно ст. 5, 7 и 13 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» классные чины присваиваются федеральным служащим: государственной гражданской службы; правоохранительной службы; государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. А также, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» служащим муниципальной службы.
Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.
Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.
Высшая группа: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
Главная группа: государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
Ведущая группа: советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
Старшая группа: референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
Младшая группа: секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3 класса.
- Административное право !
- 1.Понятие и основные черты государственного управления. Социальное управление и самоуправление. Основные категории управления. Управление: понятие, признаки, виды
- 2.Предмет, метод и система административного права и его основные институты. Связь данной отрасли права с другими отраслями права. Систематизация административного права.
- Метод административного права
- . Система административного права
- Административное право в системе российского права Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
- 3.Общественно-политические принципы построения и деятельности аппарата государственного управления, организационно-технические принципы построения деятельности аппарата государственного управления.
- 4.Понятие и виды административно-правовых норм, их особенности. Действие административно-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 5. Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений, их отграничение от других правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Административно-правовой статус беженцев
- Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
- 7. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 8. Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.
- 1. Судебные. 2. Административные.
- 9.Общественные и религиозные объединения
- 10.Понятие и основные функции исполнительной власти.
- 11.Понятие и виды органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти. Принципы, на основе которых строится система органов исполнительной власти.
- 12. Федеральные органы исполнительной власти.
- 13.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти Архангельской области.
- 14. Президент рф. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
- 15.Компетенция Правительства рф.
- 16. Понятие и виды государственной службы. Принципы государственной службы.
- Принципы государственной гражданской службы
- 17. Понятие государственных служащих, их виды. Должность в государственном аппарате. Классификация государственных должностей.
- 18. Порядок замещения должностей в государственном аппарате. Условия прохождения государственной службы. Аттестация. Классные чины и порядок их присвоения.
- 19. Основные права и обязанности государственных служащих.
- 20. Прекращение государственной службы. Конфликт интересов.
- 21)Формы осуществления исполнительной власти.Административно-правовые договоры.Понятие,виды и действия правовых актов управления.
- 22.Методы осуществления исполнительной власти.
- 24.Юридический состав административного правонарушения.
- 1. Объект административного правонарушения
- 2. Объективная сторона административного правонарушения
- 3. Субъект административного правонарушения
- 4. Субъективная сторона административного правонарушения
- 26. Административные наказания: система, цель, виды.
- Виды административных наказаний
- 27. Правила назначения административного наказания
- 28.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 29.Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении
- 30.Стадии производства по делу об административном правонарушении.
- 31.Исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
- 32.Порядок ведения лицензионной деятельности в Российской Федерации.
- 35. Права и обязанности органов государственного управления торговлей.
- 36. Защита прав потребителей: основы правового регулирования.
- 37.Валютный контроль в Российской Федерации.
- 38.Правовой статус таможенных органов в Российской Федерации.
- 39Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации.
- 40.Государственный контроль в области образования: лицензирование, аттестация, аккредитация.Статья 72. Государственная регламентация образовательной деятельности
- 41 .Правовой статус образовательного учреждения
- 42 Государственный контроль в области здравоохранения
- 43.Защита прав пациента Гарантии защиты прав пациентов
- 47. Правовой статус органов Федеральной службы безопасности, основные направления их деятельности
- 48. Правовой режим Государственной границы рф
- 49. Оперативно-розыскная деятельность в рф
- 50. Организация милиции в рф: криминальная милиция, милиция общественной безопасности.
- 51. Права и обязанности сотрудников милиции.
- 52. Понятие и особенности службы в органах внутренних дел.
- 53.Правовой статус органов управления юстицией.
- 54. Организация нотариата в Российской Федерации. Адвокатура в рф.
- 55. Организация управления иностранными делами. Органы Министерства иностранных дел за рубежом. Особенности дипломатической службы.
- 56.Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации.
- 57.Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
- 58.Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации.