4. Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения - психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признаётся виновным в его совершении Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.1 КоАП РФ. .
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления вредных последствий и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично КоАП РФ. Ст. 2.2..
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть Там же. .
В Особенной части КоАП форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой её форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то в конечном счёте о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.
Согласно Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению КоАП РФ. Ст. 2.1. П. 2..
Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
25.Органы и должностные лица,уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Общие положения
Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.
- Административное право !
- 1.Понятие и основные черты государственного управления. Социальное управление и самоуправление. Основные категории управления. Управление: понятие, признаки, виды
- 2.Предмет, метод и система административного права и его основные институты. Связь данной отрасли права с другими отраслями права. Систематизация административного права.
- Метод административного права
- . Система административного права
- Административное право в системе российского права Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
- 3.Общественно-политические принципы построения и деятельности аппарата государственного управления, организационно-технические принципы построения деятельности аппарата государственного управления.
- 4.Понятие и виды административно-правовых норм, их особенности. Действие административно-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 5. Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений, их отграничение от других правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Административно-правовой статус беженцев
- Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
- 7. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 8. Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.
- 1. Судебные. 2. Административные.
- 9.Общественные и религиозные объединения
- 10.Понятие и основные функции исполнительной власти.
- 11.Понятие и виды органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти. Принципы, на основе которых строится система органов исполнительной власти.
- 12. Федеральные органы исполнительной власти.
- 13.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти Архангельской области.
- 14. Президент рф. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
- 15.Компетенция Правительства рф.
- 16. Понятие и виды государственной службы. Принципы государственной службы.
- Принципы государственной гражданской службы
- 17. Понятие государственных служащих, их виды. Должность в государственном аппарате. Классификация государственных должностей.
- 18. Порядок замещения должностей в государственном аппарате. Условия прохождения государственной службы. Аттестация. Классные чины и порядок их присвоения.
- 19. Основные права и обязанности государственных служащих.
- 20. Прекращение государственной службы. Конфликт интересов.
- 21)Формы осуществления исполнительной власти.Административно-правовые договоры.Понятие,виды и действия правовых актов управления.
- 22.Методы осуществления исполнительной власти.
- 24.Юридический состав административного правонарушения.
- 1. Объект административного правонарушения
- 2. Объективная сторона административного правонарушения
- 3. Субъект административного правонарушения
- 4. Субъективная сторона административного правонарушения
- 26. Административные наказания: система, цель, виды.
- Виды административных наказаний
- 27. Правила назначения административного наказания
- 28.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 29.Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении
- 30.Стадии производства по делу об административном правонарушении.
- 31.Исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
- 32.Порядок ведения лицензионной деятельности в Российской Федерации.
- 35. Права и обязанности органов государственного управления торговлей.
- 36. Защита прав потребителей: основы правового регулирования.
- 37.Валютный контроль в Российской Федерации.
- 38.Правовой статус таможенных органов в Российской Федерации.
- 39Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации.
- 40.Государственный контроль в области образования: лицензирование, аттестация, аккредитация.Статья 72. Государственная регламентация образовательной деятельности
- 41 .Правовой статус образовательного учреждения
- 42 Государственный контроль в области здравоохранения
- 43.Защита прав пациента Гарантии защиты прав пациентов
- 47. Правовой статус органов Федеральной службы безопасности, основные направления их деятельности
- 48. Правовой режим Государственной границы рф
- 49. Оперативно-розыскная деятельность в рф
- 50. Организация милиции в рф: криминальная милиция, милиция общественной безопасности.
- 51. Права и обязанности сотрудников милиции.
- 52. Понятие и особенности службы в органах внутренних дел.
- 53.Правовой статус органов управления юстицией.
- 54. Организация нотариата в Российской Федерации. Адвокатура в рф.
- 55. Организация управления иностранными делами. Органы Министерства иностранных дел за рубежом. Особенности дипломатической службы.
- 56.Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации.
- 57.Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
- 58.Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации.