15. Водохозяйственный комплекс
Южный федеральный округ, охватывая низовья рек Волги и Дона, а также рек северного склона Кавказа, главная из которых - р. Кубань, богат водными ресурсами. Поступающий в округ сток рек Волги и Дона формируется за его пределами, поэтому в целях гарантированного обеспечения водными ресурсами, намеченного Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, округ заинтересован в дальнейшем регулировании стока р. Волги, а также р. Дона выше Цимлянского водохранилища и соединения его с р. Окой, что является задачами федерального уровня.
Климат региона - аридный при благоприятных почвенных условиях, поэтому водохозяйственный комплекс развивался, прежде всего, в части орошаемого земледелия, которое и в настоящее время является главным потребителем (более половины) пресной воды в округе.
Вторым направлением развития водохозяйственного комплекса в недалеком прошлом являлось использование водной энергии вне комплексного использования водных ресурсов (Майкопская и Белореченская гидроэлектростанции на р. Белой) или на перепадах ирригационных каналов.
Третье направление - создание глубоководных речных путей при комплексном использовании водных ресурсов.
Четвертое направление - защита от наводнений путем строительства противопаводковых дамб по берегам рек (одним из поводов для создания Краснодарского водохранилища комплексного назначения было катастрофическое наводнение 1967 года).
К числу основных водных проблем Южного федерального округа относятся:
дефицит питьевой воды (особенно в Республике Калмыкия);
низкое качество поверхностных вод (практически повсеместно);
наводнения и иные негативные воздействия вод (особенно в бассейне р. Кубани);
деградация действующих ирригационных систем и значительные потери воды в них;
недостаточная реализация потенциала орошаемого земледелия, рыбного хозяйства, гидроэнергетики, а также водных коммуникаций (хотя судоходство в регионе возможно не менее 10 - 11 месяцев в году);
снижение пропускной способности малых водотоков дельты р. Волги и заиливание западно-подстепных ильменей Астраханской области.
Указанные проблемы могут и должны быть решены в соответствии с требованием Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года о повышении рациональности использования водных ресурсов. Водохозяйственное строительство в период до 2020 года и последующее развитие сельского и рыбного хозяйства, а также повышение энерговооруженности с возможным снижением тарифов на электроэнергию вследствие повышения доли гидроэнергии в энергобалансе, могут стать важным позитивным фактором социально-экономического развития Южного федерального округа.
Стратегическими целями решения водных проблем Южного федерального округа и развития его водохозяйственного комплекса до 2020 года являются:
гарантированное обеспечение населения качественной питьевой водой с преодолением ныне существующих дефицитов;
повышение качества поверхностных вод;
гарантированная защита населения, жилых и хозяйственных объектов от наводнений и иных негативных воздействий вод;
восстановление и реконструкция ранее освоенных массивов орошения и систем водоподачи с внедрением инновационных водосберегающих мелиоративных технологий;
дальнейшая реализация потенциала орошаемого земледелия, рыбного хозяйства, гидроэнергетики, водных коммуникаций.
Решение водных проблем Южного федерального округа и развитие его водохозяйственного комплекса должно осуществляться на основе следующих принципов:
обеспечение населения питьевой водой, развитие орошаемого земледелия, рыбного хозяйства, гидроэнергетики, водных коммуникаций, защита от негативных воздействий вод, а также повышение их качества на основе создания систем (каскадов) водохранилищ на реках;
размещение электрогенерирующих мощностей в составе действующих гидроузлов неэнергетического назначения;
уменьшение потерь воды в ирригационных системах (достижимо при их ремонте и реконструкции), внедрение инновационных водосберегающих мелиоративных технологий, переориентация орошаемого земледелия на менее влагоемкие культуры (возможно сокращение производства риса).
К числу стратегических проектов Южного федерального округа в сфере водохозяйственного комплекса относятся:
проект по реконструкции Кочетовского, Николаевского и Константиновского гидроузлов с включением в их состав гидроэлектростанций, сооружение Багаевского и Аксайского гидроузлов с гидроэлектростанциями. Целями проекта являются радикальное улучшение судоходных условий р. Нижний Дон с обеспечением судоходной глубины до 5 метров, а также получение электроэнергии от гидроэлектростанции в размере 0,3 - 0,4 млрд. кВт·ч/год;
проект по сооружению каскадов водохранилищ комплексного назначения в пределах Южного федерального округа на р. Кубани и ее притоках - реках Белой и Лабе (возможно включение в проект также р. Пшиш). Целями проекта являются создание благоустроенных водных путей до горных участков рек, гарантированная защита от наводнений,
увеличение водоотдачи Краснодарского водохранилища и существенное замедление процесса его заиливания, выработка электроэнергии гидроэлектростанциями на р. Белая (без учета действующих Майкопской и Белореченской ГЭС) в размере 1,4 млрд. кВт·ч, на реках Лаба и Малая Лаба - до 2,5 млрд. кВт·ч, на р. Кубань в границах Южного федерального округа - до 4 - 4,5 млрд. кВт·ч в год, открытие возможностей развития рыбного хозяйства на основе новых водохранилищ;
проект по развитию Нижневолжского водохозяйственного комплекса, включающий развитие гидроэлектростанции, обеспечение питьевого водоснабжения в Республике Калмыкия и Астраханской области, мелиорацию земель, осуществление рыбохозяйственных мероприятий. Завершение проекта может быть осуществлено после 2020 года, но все необходимые проектно-изыскательские работы с широким общественным обсуждением проекта должны быть выполнены в период действия Стратегии. Целями проекта являются гарантированное обеспечение качественной питьевой водой населения Республики Калмыкия и Астраханской области, самотечное орошение Черных земель и предотвращение экологической катастрофы, обусловленной их прогрессирующим опустыниванием, развитие рыбного хозяйства, восстановление водной системы дельты р. Волги, включающее экологическую и рыбохозяйственную реабилитацию русел водотоков и рыбоходных каналов дельты и др., выработка электроэнергии.
Современные показатели использования свежей воды в Южном федеральном округе (7,8 млрд. куб. метров в 2009 году) и сброса в водные объекты загрязненных сточных вод (в 2009 году всего сброшено сточных вод 5,2 млрд. куб. метров, в том числе загрязненных - 1,4 млрд. куб. метров) характеризуют, с одной стороны, производительность водохозяйственного комплекса, восстановление и наращивание его потенциала, а с другой стороны, негативное воздействие на качество поверхностных вод. В результате реализации стратегических задач развития водохозяйственного комплекса округа с учетом намечаемой в связи с XXIIОлимпийскими зимними играми иXIПаралимпийскими зимними играми 2014 года в г. Сочи реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения г. Сочи использование свежей воды в округе в 2013 году должно составить 8 - 8,2 млрд. куб. метров, в 2020 году - 9,5 - 10 млрд. куб. метров. Сброс сточных вод в 2013 году может составить 5,7 - 6,2 млрд. куб. метров, в 2020 году - 6,6 - 7 млрд. куб. метров, в том числе загрязненных в 2013 году - 1,3 - 1,4 млрд. куб. метров, а в 2020 году - 0,6 - 0,8 млрд. куб. метров.
Строительство новых гидроэлектростанций, которое приведет к повышению зарегулированности стока рек новыми водохранилищами, в 2013 году может обеспечить 0,1 - 0,2 млрд. кВт·ч, а в 2020 году - 2,5 - 3 млрд. кВт·ч электроэнергии.
- Правительство российской федерации
- Распоряжение
- От 5 сентября 2011 г. №1538-р
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа
- 2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Южного федерального округа
- 3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе
- 4. Цели и стратегические задачи долгосрочного развития
- 5. Сценарии социально-экономического развития
- 1. Туристско-рекреационный комплекс
- 2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 3. Нефтегазовый комплекс
- 4. Угольная промышленность
- 5. Машиностроительный комплекс
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Химическая промышленность
- 8. Легкая промышленность
- 9. Фармацевтическая промышленность
- 10. Строительный комплекс
- 11. Сфера услуг
- 12. Внешнеэкономическая деятельность
- 13. Финансово-банковский сектор
- 14. Формирование благоприятной среды для развития
- 15. Водохозяйственный комплекс
- 16. Сохранение окружающей среды
- 17. Зоны опережающего роста и направления кластерной политики
- 18. Приоритетные межотраслевые направления развития
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
- V. Развитие научно-инновационной сферы
- VI. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Основные принципы развития социальной сферы
- 2. Современные тенденции и проблемы социального развития
- 3. Основные направления социального развития,
- 4. Направления демографической и миграционной политики
- 5. Направления развития рынка труда и кадрового потенциала
- 6. Направления развития здравоохранения
- 7. Направления развития образования
- 8. Направления развития культуры
- 9. Направления развития физической культуры и спорта
- 10. Молодежная политика
- 11. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями
- 12. Направления развития жилищной сферы
- VII. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия
- 3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края
- 4. Социально-экономическое развитие Астраханской области
- 5. Социально-экономическое развитие Волгоградской области
- 6. Социально-экономическое развитие Ростовской области
- VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
- Показатели социально-экономического развития Южного федерального округа
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа