12. Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот Южного федерального округа в 2008 году вырос на 31 процент по отношению к 2007 году и достиг 27 млрд. долларов США, в том числе экспорт составил 15,5 млрд. долларов США, импорт - 11,5 млрд. долларов США. При этом положительное сальдо внешней торговли выросло до 4 млрд. долларов США за счет высокой цены на минеральные ресурсы - нефть, нефтепродукты и уголь.
В 2009 году, по оценочным данным, произошло сокращение внешнеторгового оборота Южного федерального округа на 40 процентов, что вызвано значительным удешевлением нефти и снижением оборотных средств для закупки импортных товаров.
В 2010 году продолжается процесс укрепления экономики, наметившийся со второго полугодия 2009 г. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, улучшились показатели промышленного производства и состояние кредитно-банковской системы, что положительно повлияло на внешнеэкономическую деятельность Южного федерального округа.
Меры государственного регулирования и поддержка со стороны государства привели к росту объемов экспорта некоторых товаров, в частности зерновых культур, подсолнечного масла и минеральных удобрений. За первое полугодие 2010 г. из Южного федерального округа экспортировались продовольственные товары на сумму около 1,2 млрд. долларов США. Предполагается, что по итогам второго полугодия 2010 г. в связи с временным запретом на экспорт зерна общие показатели значительно изменятся.
Основу экспорта Южного федерального округа составили топливно-энергетические товары, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, удельный вес которых в товарной структуре экспорта Южного федерального округа составил соответственно 37,3 процента и 19,7 процента.
В товарной структуре импорта Южного федерального округа на долю машин и оборудования в 2008 году приходилось 39 процентов. Удельный вес продовольственных товаров составил 15,6 процента, металлов и изделий из них - 17,9 процента.
География товарооборота Южного федерального округа свидетельствует о сохранении во внешней торговле высокой доли стран дальнего зарубежья (2007 год - 68,2 процента, 2008 год - 73 процента,
2009 год - 70,8 процента). Крупнейшими из них остаются Турция, Италия, Республика Корея, Германия, Китай и Египет. Страны СНГ представлены в первую очередь ближайшими торговыми партнерами - Украиной, Казахстаном и Белоруссией.
Активная роль во внешнеэкономической деятельности принадлежит Ростовской области, Краснодарскому краю и Волгоградской области, на долю которых приходилось в 2008 году более 90 процентов общего товарооборота Южного федерального округа.
К 2020 году за Ростовской областью сохранится лидерство во внешнеэкономической деятельности округа, доля ее в экспортно-импортных операциях Южного федерального округа увеличится на 3,9 процента (с 31,1 процента в 2009 до 35 процентов в 2020 году). По экспертной оценке, в 2009 - 2020 годах внешнеторговый оборот Ростовской области возрастет в 2,9 раза (в среднем по Южному федеральному округу - в 2,8 раза) и может достигнуть в 2020 году почти 16 млрд. долларов США, в том числе за счет реализации областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области, а также реализации крупных инвестиционных проектов иностранных компаний. Перспектива рынков продукции будет отражать традиционную региональную специализацию Ростовской области. Развитию внешнеэкономических связей будет способствовать созданный в 2010 году на территории Ростовской области (Российская Федерация) и Луганской области (Украина) еврорегион «Донбасс». Для придания динамики приграничному сотрудничеству с Луганской и Донецкой областями Украины в экономической и гуманитарной сферах необходимо решение вопросов, связанных с обустройством мест пересечения границы.
В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом. Развитие транспортной инфраструктуры остается в перспективе важнейшим условием устойчивого развития экономики края, способствующим росту товарооборота, объемов передачи информации и производственных мощностей (предполагается строительство нового мощного грузового порта «Тамань» и газопровода «Южный поток»).
В соответствии с инновационным сценарием доля Краснодарского края во внешней торговле Южного федерального округа увеличится с 30,4 процента в 2013 году до 32 процентов в 2020 году. Объем внешнеторгового товарооборота края к 2020 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 2,3 раза и составит, по экспертным оценкам, 14,4 млрд. долларов США.
Планируется усиление позиции Волгоградской области. Предполагается активизация новых факторов экономического роста (прежде всего в обрабатывающих отраслях), направленных на создание и внедрение новых технологий в экономику региона и развитие высокотехнологичных производств. По экспертным оценкам, в 2020 году внешнеторговый оборот Волгоградской области возрастет по сравнению с 2009 годом в 2,9 раза (до 10 млрд. долларов США). При этом доля области в структуре товарооборота Южного федерального округа достигнет 22 процентов.
Расширение специализации Астраханской области будет происходить посредством перехода от обслуживания экспортных потоков в Иран к обслуживанию азиатского импорта в Россию и Европу. В условиях проведения масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройки рынков, формирования новых отраслей региональной экономики, наращивания конкурентоспособности области в Каспийском регионе повысится значимость внешнеэкономической деятельности Астраханской области в Южном федеральном округе и в целом в Российской Федерации. Темпы роста внешней торговли области в 2009 - 2020 годах могут составить 450 процентов (в среднем по Южному федеральному округу - 278 процентов). Товарные потоки к 2020 году могут достигнуть 4,5 млрд. долларов США, доля в структуре товарооборота Южного федерального округа увеличится с 6,2 процента в 2009 году до 10 процентов в 2020 году.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Адыгея и Республики Калмыкия в период до 2020 года будет направлена на продвижение продукции предприятий за рубеж и поиск потенциальных партнеров. По результатам прогноза экспортно-импортных операций в 2020 году объем товарооборота Республики Адыгея может достигнуть 200 млн. долларов США, а Республики Калмыкия - 300 млн. долларов США.
С учетом ресурсного обеспечения, характеристики трудовых ресурсов, многоотраслевой структуры хозяйства, географического положения и природно-климатических условий внешнеторговый оборот Южного федерального округа к 2020 году оценивается в размере 45 - 50 млрд. долларов США (рост по сравнению с 2008 годом - 1,7 - 1,9 раза, по сравнению с 2009 годом - 2,8 - 3,1 раза). При этом более высокие темпы роста взаимного товарооборота в 2020 году по сравнению с 2008 годом предполагаются с государствами - участниками СНГ - в 1,7 - 2 раза, а со странами дальнего зарубежья - в 1,7 - 1,8 раза.
При условии сохранения современной региональной структуры Южного федерального округа во внешнеторговом обороте со странами дальнего зарубежья в 2020 году можно ожидать сохранения лидерства во внешней торговле округа за Ростовской областью, Краснодарским краем и Волгоградской областью (77 процентов объема внешнего товарооборота в 2020 году). При этом удельный вес товарооборота со странами дальнего зарубежья к 2020 году в общем объеме торговли Южного федерального округа несколько сократится с учетом приоритетного направления внешнеэкономических связей с государствами - участниками СНГ.
Приоритетным направлением развития международных связей Южного федерального округа в перспективе останется приграничное сотрудничество, которое является одной из эффективных форм межгосударственных экономических отношений.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве от 7 сентября 2010 г. удастся не только не допустить разрыва торгово-экономических связей, сложившихся между сопредельными регионами, но и обеспечить их успешное развитие в принципиально новых условиях межгосударственных отношений. В настоящее время между двумя странами уже действует Программа приграничного сотрудничества регионов России и Казахстана на 2008 - 2011 годы, а также реализуется план соответствующих мероприятий.
Наиболее тесные связи приграничных регионов Южного федерального округа предполагается осуществлять с Украиной. 4 октября 2010 г. подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011 - 2016 годы.
Развитие взаимовыгодного приграничного сотрудничества регионов России с государствами - участниками СНГ предусматривает разработку комплекса мер, включающих создание условий для обеспечения эффективного взаимодействия производителей и потребителей продукции регионов России и государств - участников СНГ на основе установления долговременных хозяйственно-кооперационных связей, активизацию интеграционных процессов, формирование мониторинга региональных рынков сбыта продукции и товаров, а также создание действенных механизмов взаимных расчетов и координации движения товарных потоков.
- Правительство российской федерации
- Распоряжение
- От 5 сентября 2011 г. №1538-р
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа
- 2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Южного федерального округа
- 3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе
- 4. Цели и стратегические задачи долгосрочного развития
- 5. Сценарии социально-экономического развития
- 1. Туристско-рекреационный комплекс
- 2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 3. Нефтегазовый комплекс
- 4. Угольная промышленность
- 5. Машиностроительный комплекс
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Химическая промышленность
- 8. Легкая промышленность
- 9. Фармацевтическая промышленность
- 10. Строительный комплекс
- 11. Сфера услуг
- 12. Внешнеэкономическая деятельность
- 13. Финансово-банковский сектор
- 14. Формирование благоприятной среды для развития
- 15. Водохозяйственный комплекс
- 16. Сохранение окружающей среды
- 17. Зоны опережающего роста и направления кластерной политики
- 18. Приоритетные межотраслевые направления развития
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
- V. Развитие научно-инновационной сферы
- VI. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Основные принципы развития социальной сферы
- 2. Современные тенденции и проблемы социального развития
- 3. Основные направления социального развития,
- 4. Направления демографической и миграционной политики
- 5. Направления развития рынка труда и кадрового потенциала
- 6. Направления развития здравоохранения
- 7. Направления развития образования
- 8. Направления развития культуры
- 9. Направления развития физической культуры и спорта
- 10. Молодежная политика
- 11. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями
- 12. Направления развития жилищной сферы
- VII. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия
- 3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края
- 4. Социально-экономическое развитие Астраханской области
- 5. Социально-экономическое развитие Волгоградской области
- 6. Социально-экономическое развитие Ростовской области
- VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
- Показатели социально-экономического развития Южного федерального округа
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа