16. Сохранение окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности
Современное состояние и перспективы социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, в значительной степени опирающиеся на использование агропромышленного и рекреационного потенциалов, зависят от состояния экосистем территории. Стратегическое планирование в современных условиях базируется в том числе на принципе устойчивого развития, который предполагает эффективное природопользование с сохранением социально-экологических приоритетов. Стратегия, основанная на гармоничном сочетании экономических и гуманитарных (социальных и экологических) интересов субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, предполагает приоритет экологии живых систем и рационального природопользования, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. Разработка Стратегии требует учета экологических аспектов реализуемых в округе инвестиционных проектов на фоне своеобразия сложившихся проблемных экологических ситуаций и перспектив дальнейшего развития.
Можно выделить 5 наиболее острых экологических проблем, касающихся всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа.
Первой из них является сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха урбанизированных территорий и прилегающих районов от стационарных источников. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году», в списке городов с максимальными концентрациями загрязняющих веществ (10 ПДК и более) в атмосферном воздухе особо отмечен г. Ростов-на-Дону, где основным загрязняющим веществом является в течение многих лет фторид водорода. В 2009 году в указанный список включен г. Новочеркасск. В отдельных регионах Южного федерального округа весьма высока доля населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким загрязнением воздуха, составляющим в Астраханской области 73 процента, в Ростовской области - 61 процент городского населения. При этом гг. Азов, Волгодонск, Новочеркасск и Ростов-на-Дону отличаются высоким уровнем загрязнения воздуха, а гг. Таганрог и Шахты имеют повышенный уровень загрязнения воздуха. Из наиболее неблагополучных городов выделяются гг. Ростов-на-Дону и Шахты, для которых предлагается создание одной из зон опережающего развития.
Необеспеченность кондиционной водой хозяйственно-питьевого водоснабжения и нерациональное использование водных ресурсов являются следствием загрязнения водных объектов промышленными и неочищенными канализационными стоками, ливневыми и сбросными водами сельскохозяйственных предприятий. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году», на территории Южного федерального округа сброшено в водные объекты более 5 млрд. куб. метров сточных вод, из которых 27 процентов относятся к категории загрязненных, в том числе в Краснодарском крае - 820 млн. куб. метров сточных вод данной категории, 84 процента которых сброшено без очистки. В Республике Калмыкия через систему очистных сооружений проходит 18 млн. куб. метров сточных вод. Отсутствует нормативная очистка сточных вод в Республике Адыгея, Волгоградской и Астраханской областях. Для Южного федерального округа основной проблемой качества питьевой воды является несоответствие нормативам по микробиологическим показателям. В целом по Российской Федерации 5,3 процента проб воды из водопроводной сети не соответствовало гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, а в Южном федеральном округе - 7,6 процента. Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных объектов. Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следующей экологической проблемой является отсутствие современных промышленных методов утилизации отходов. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается снизить удельный показатель образования отходов в стране на 20 процентов. Количество отходов на территории Южного федерального округа ежегодно увеличивается в среднем на 10 - 15 процентов. Особенно остро данная проблема стоит в Астраханской области, где этот показатель в 2008 году составил 29 процентов, а в 2009 году - 44 процента от уровня предыдущего года. При этом промышленные методы утилизации, обеспечивающие гигиеническую и экологическую надежность, практически не применяются. По данным территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по состоянию на конец 2010 года в Южном федеральном округе образовано 13489,473 млн. тонн отходов, из которых было переработано 0,04 процента (при среднем по стране - 6,12 процента). Вместе с тем можно отметить и положительную тенденцию во вторичном использовании и обезвреживании отходов в округе: в Краснодарском крае и Ростовской области доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в 2009 году составила 73,8 процента и 62,7 процента соответственно, в Волгоградской и Астраханской областях - 38 процентов. Однако в то же время существующие места хранения отходов в Южном федеральном округе не отвечают элементарным санитарным и экологическим требованиям. Растет число несанкционированных свалок, на которых сжигаются твердые бытовые отходы, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха высокотоксичными соединениями. По имеющимся данным, на территории России на конец 2009 года размещалось 15 тыс. зарегистрированных свалок и 10 тыс. несанкционированных. На территории Южного федерального округа располагается 5 процентов всех свалок, причем количество и площадь несанкционированных мест хранения отходов преобладает. Для преодоления указанной тенденции необходимо разработать комплекс мер по повышению эффективности действующих правовых и административных мер в данной сфере, включая создание геоинформационной базы данных и организацию мониторинга мест хранения отходов в субъектах, входящих в состав Южного федерального округа, с обобщенными по районам и городам данными, включающими характеристику мест хранения отходов и собственно твердых бытовых отходов, сведения о токсичности (опасности) отходов и прочие показатели, содержащиеся в специальных формах ежегодной статистической отчетности, для обеспечения органов государственной власти всех уровней, предприятий и организаций актуальной информацией о размещении, юридическом статусе, состоянии и ходе эксплуатации мест хранения твердых бытовых отходов, состоянии окружающей среды и прогнозе ее изменений для принятия оптимальных решений в сфере обращения отходов, усиление административной и материальной ответственности за нарушение действующих правил и норм, стимулирование хозяйствующих субъектов к внедрению современных промышленных методов утилизации отходов.
Острой проблемой остается неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, деградация растительного и почвенного покрова. На междуречье рек Дона и Кубани в повсеместно развитых почвах с кислыми режимами возникают условия для миграции тяжелых металлов, которые способствуют их интенсивному вовлечению в биологический круговорот. Это, в свою очередь, привело за много лет к накоплению тяжелых металлов в верхней части почвенного профиля. В таких условиях пахотные земли обладают высокой потенциальной опасностью загрязнения при внесении минеральных удобрений. В западных частях Краснодарского края вне населенных пунктов отмечается очень высокое (20 - 40 мг/кг почвы) содержание свинца, а в Ростовской области его содержание составляет более 40 - 50 мг/кг почвы. Положение усугубляется тем, что природная способность почв к самоочищению на пахотных землях Краснодарского края низкая, а в Ростовской области (правобережные участки бассейна р. Дон) - очень низкая. Для таких земель необходима разработка специальных мер как агротехнического, так и управленческого характера.
В Республике Калмыкия продолжаются процессы природного и антропогенного опустынивания земель в основном из-за неравномерного распределения и превышения предельно допустимых величин пастбищных нагрузок. По своему состоянию эти земли могут быть приравнены к зонам экологического бедствия. Мероприятия, предусмотренные республиканской целевой программой «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года», не выполняются в должном объеме. Более 52 процентов земель подвержены ветровой и водной эрозии.
Почвенное обследование, проведенное в Ростовской области до 1989 года, охватило почти 100 процентов площади земель сельскохозяйственного назначения. После 1990 года почвенное обследование земель сельскохозяйственного назначения проведено на площади, охватывающей чуть более 3 процентов. Аналогичная ситуация с материалами геоботанического обследования кормовых угодий. По другим регионам Южного федерального округа данные отсутствуют, однако нет оснований для оценки ситуации в них как более благополучной. При этом на сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение таких негативных процессов, как водная и ветровая эрозия, подтопление, засоление, осолонцевание и дегумификация.
Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер по проведению систематических мониторинговых исследований земель как главного средства оценки и прогнозирования изменений их состояния для выработки решений по улучшению условий использования земель, предупреждению и устранению негативных процессов в почвах.
Последней проблемой является неблагоприятная экологическая обстановка в крупных городах Южного федерального округа. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха приводит к росту числа хронических заболеваний населения. Неблагополучная ситуация обусловлена отсутствием современных предприятий по утилизации отходов производства и потребления, выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников. В крупных городах Южного федерального округа необходимо провести обследование с целью выявления проблемных ситуаций, источников, характера и уровня загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество окружающей среды (в том числе на привлекательность бизнеса, качество проживания жителей и пр.) путем анализа водоподготовки и очистки воды (качество питьевой воды, отпускаемой потребителям, стабильность поставок воды, потенциальные риски, качество и характер сброса сточных вод), состояния атмосферного воздуха (загрязнение от промышленных объектов, автомобильного транспорта и др. источников). На основе обобщения полученных данных необходимо разработать программу мероприятий по реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания благоприятной среды обитания.
Качество окружающей среды должно стать важнейшим показателем качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, а также критерием оценки эффективности деятельности органов власти на местах.
Для предотвращения негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности и учета отдаленных экологических последствий следует организовать эффективную систему экологического мониторинга, функционирование которой должно являться неотъемлемой частью экологического сопровождения крупных инвестиционных проектов.
Необходимо разработать систему предложений по экологизации хозяйственной деятельности, направленных на снижение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности. Природопользователь должен быть реально заинтересован во вложении средств в природоохранные мероприятия. В качестве экономического механизма, стимулирующего экологическое оздоровление производства и прилегающей к нему территории, может быть использована «экологическая амнистия» (неприменение штрафных санкций за превышение установленных экологических норм в течение установленного периода при реальном инвестировании в природоохранные мероприятия), применение механизма государственно-частного партнерства, использование стимулирующей функции налогов в интересах ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
Особое внимание следует уделять вопросам экологизации агропромышленного комплекса путем внедрения при планировании мероприятий по его развитию систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развития экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранения и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
В целях обеспечения кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с установленным нормами необходимо разработать концепцию рационального использования, восстановления и охраны водных объектов Южного федерального округа, предусматривающую:
решение вопросов водоснабжения населенных пунктов путем строительства водоемов, водозаборов и водоочистных сооружений в городах, поселках и сельских населенных пунктах;
строительство канализационных очистных сооружений в населенных пунктах Южного федерального округа;
строительство ливневых канализаций по сбору и очистке сточных вод с территорий городов и поселков;
обустройство санитарно-защитных зон источников водоснабжения.
Стратегия должна быть также согласована с программами по сохранению и обогащению биоразнообразия.
Обеднение флоры и фауны на территории округа носит прогрессирующий характер. Очень медленно решаются вопросы расширения существующих и создания новых особо охраняемых природных территорий. Следует развивать институт особо охраняемых природных территорий. Наличие таких территорий, в той или иной степени лимитирующих хозяйственную и иную деятельность, требует при подготовке инвестиционных проектов учета специфики их функционирования.
Необходимы разработка и внедрение региональной системы управления природоохранной деятельностью, соответствующей требованиям международных стандартов и направленной на постоянное совершенствование природоохранной деятельности и снижение воздействия на окружающую среду.
Сохранение и восстановление природных систем и рациональное природопользование становится одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. В систему социально-экономических отношений должна быть включена природная среда как ценнейший компонент национального достояния. Отсутствие надлежащего учета и отражения экологических ущербов в национальных счетах (в цифрах валового внутреннего и валового регионального продуктов, темпов экономического роста и т.п.), экономия на природоохранных мероприятиях оборачивается огромными экономическими потерями. При оценочном экономическом анализе и при разработке программ развития территории необходимо внедрение системы эколого-экономического учета, которая обуславливает взаимосвязь между состоянием экономики и природной средой.
Успешная реализации Стратегии предполагает улучшение экологической сферы Южного федерального округа в период до 2020 года, в том числе:
снижение доли населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, в частности снижение к 2013 году общего числа городских жителей в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях до современного среднероссийского уровня (55 процентов), а к 2020 году - до 45 процентов;
снижение до среднего уровня по стране доли населения Южного федерального округа, не обеспеченного кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
сокращение на 2,3 процента доли контрольных проб воды из водопроводной сети, не соответствующих требованиям по микробиологическим показателям, с целью достижения среднего показателя по стране;
снижение на 30 процентов доли населения, использующего в качестве питьевой привозную воду и воду из открытых источников;
достижение среднего по стране (79,7 процента) показателя доли оборотного и повторного (последовательного) водопотребления к валовому водопотреблению на производственные нужды;
рост доли переработанных промышленных и твердых бытовых отходов до среднего по стране показателя (6,12 процента) от их общего количества;
прекращение роста к 2013 году и сокращение на 20 процентов к 2020 году количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;
достижение среднероссийского показателя доли рекультивированных земель от общей площади нарушенных земель.
- Правительство российской федерации
- Распоряжение
- От 5 сентября 2011 г. №1538-р
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа
- 2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Южного федерального округа
- 3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе
- 4. Цели и стратегические задачи долгосрочного развития
- 5. Сценарии социально-экономического развития
- 1. Туристско-рекреационный комплекс
- 2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 3. Нефтегазовый комплекс
- 4. Угольная промышленность
- 5. Машиностроительный комплекс
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Химическая промышленность
- 8. Легкая промышленность
- 9. Фармацевтическая промышленность
- 10. Строительный комплекс
- 11. Сфера услуг
- 12. Внешнеэкономическая деятельность
- 13. Финансово-банковский сектор
- 14. Формирование благоприятной среды для развития
- 15. Водохозяйственный комплекс
- 16. Сохранение окружающей среды
- 17. Зоны опережающего роста и направления кластерной политики
- 18. Приоритетные межотраслевые направления развития
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
- V. Развитие научно-инновационной сферы
- VI. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Основные принципы развития социальной сферы
- 2. Современные тенденции и проблемы социального развития
- 3. Основные направления социального развития,
- 4. Направления демографической и миграционной политики
- 5. Направления развития рынка труда и кадрового потенциала
- 6. Направления развития здравоохранения
- 7. Направления развития образования
- 8. Направления развития культуры
- 9. Направления развития физической культуры и спорта
- 10. Молодежная политика
- 11. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями
- 12. Направления развития жилищной сферы
- VII. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия
- 3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края
- 4. Социально-экономическое развитие Астраханской области
- 5. Социально-экономическое развитие Волгоградской области
- 6. Социально-экономическое развитие Ростовской области
- VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
- Показатели социально-экономического развития Южного федерального округа
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа