VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии используются следующие механизмы:
законодательная и институциональная инициатива, направленная на приоритетное развитие межрегиональных проектов, интеграцию социально-экономического пространства округа с концентрацией на этом направлении ресурсов бюджетов всех уровней;
федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Южного федерального округа;
государственно-частное партнерство, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, недропользования и туристско-рекреационного комплекса;
социальное партнерство в его различных формах;
поддержка развития кластеров;
создание особого института развития на уровне округа, учитывающего его специфику. Таким институциональным механизмом может стать межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа, основное назначение которой должно состоять в разработке и осуществлении эффективных способов и мер мобилизации ресурсов всех отраслей бюджетной и внебюджетной сферы на приоритетных направлениях развития, а также в выстраивании эффективной системы взаимоотношений между органами государственной власти всех уровней, инвесторами, собственниками, населением и финансовым сектором территории. Такая корпорация развития может быть создана в форме открытого акционерного общества с участием в ее капитале субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также крупных стратегических инвесторов, заинтересованных в комплексном развитии территории округа;
формирование устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры федерального уровня значимости будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе (зоны опережающего развития), в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.
Основой механизмов реализации Стратегии является рациональное сочетание федеральных, региональных и отраслевых интересов с положениями стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.
Механизмы реализации Стратегии предусматривают, что инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета и являются ориентиром для реализуемых на территории Южного федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Реализации Стратегии будет способствовать комплекс мер, направленный:
на определение текущих и будущих конкурентных преимуществ округа во внутристрановом и международном разделении труда;
на создание положительного образа (бренда) региона на внутрироссийском и международном уровнях;
на координацию кластерной политики, стимулирование развития региональных и локальных кластеров, поощрение развития кластерных инициатив;
на развитие морской деятельности в округе, в том числе посредством обеспечения комплексного подхода к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий региона;
на поощрение производства наукоемкой продукции;
на формирование региональной инновационной системы;
на привлечение крупных российских и иностранных компаний в округ для создания новых рабочих мест и обмена технологиями и менеджментом с региональными предприятиями.
Организационные меры по реализации Стратегии включают в себя:
поддержку институтов государственно-частного партнерства, венчурного финансирования и особых экономических зон;
создание и поддержку экспериментальных площадок, опытных полигонов для совместной с зарубежными и российскими партнерами отработки и внедрения новых технологий и передового опыта в различных отраслях экономики и социальной сферы (образовательного процесса, системы социального обслуживания, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.). В результате реализации указанных мер в округе будет создана инновационная система, интегрирующая систему научных исследований и разработок, высшее образование, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности и механизмы стимулирования инноваций;
государственную поддержку малого бизнеса, осуществляемую посредством институтов развития, расширение перечня предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг предпринимателям, реализацию специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно ориентированных проектов, поддержку институтов микрофинансирования, формирование оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства.
Меры правового характера по реализации Стратегии включают в себя:
проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и разработку нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации, направленных на создание в округе благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства и стимулирования инновационной деятельности;
разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, и программ развития приморских муниципальных образований;
разработку согласованных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, стимулирующих туристическую деятельность в преддверии ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи и обеспечение эффективной загрузки инфраструктуры после их проведения;
создание правовых и институциональных условий для развития инфраструктурного комплекса, жилищного строительства и реформирования жилищно-коммунального комплекса, включая развитие эффективной транспортной инфраструктуры округа посредством принятия и реализации программ дорожного строительства, внедрение новых, ипотечных форм жилищного строительства и формирование с этой целью нормативной правовой базы, направленной прежде всего на повышение доверия между всеми участниками процесса - гражданином, работодателем, банком и строительной компанией - продавцом жилья, повышение качества условий проживания и предоставления услуг, в том числе путем объединения собственников жилья в товарищества, увеличения доли частных управляющих компаний, а также повышения взаимной ответственности всех участников жилищно-коммунальных отношений;
создание условий, обеспечивающих модернизацию социального комплекса округа (учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты), укрепление сельской экономики и социальной сферы, смягчение экологических проблем с учетом специфических особенностей территорий, подготовку нормативной правовой базы для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию системы подготовки высококвалифицированных кадров в области металлургии, фармацевтической промышленности, производства строительных материалов и туризма, информатизацию образовательного процесса, укрепление межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства для максимального соответствия системы образования потребностям регионального рынка труда, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, сохранение и развитие накопленного культурного и духовного потенциала округа.
Меры финансового характера по реализации Стратегии включают в себя:
широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений, оптимизацию условий для развития сети банковского обслуживания населения, совершенствование потребительского кредитования, повышение его технологичности, использование современных технических средств и технологий, повышение квалификации и профессионализма банковских работников, расширение спектра предоставляемых услуг и повышение прозрачности банковского бизнеса;
переориентирование кредитной политики в сфере обслуживания крупных клиентов на проектное финансирование и инвестиционное кредитование;
участие банков в соинвестировании крупных проектов, осуществляемых на территории Южного федерального округа в форме государственно-частного партнерства;
внедрение концессионных соглашений (на 25 - 30 лет) для развития дорожно-транспортной отрасли, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства;
стимулирование банковского сектора к развитию системы микрофинансирования, кредитование под плавающие процентные ставки, предоставление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, развитие кредитования лизинговых операций, а также развитие торгового финансирования и предэкспортного финансирования;
увеличение объема финансирования развития инновационного сектора из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (субсидии, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление ведущим вузам и инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Действенным механизмом реализации Стратегии станет план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
- Правительство российской федерации
- Распоряжение
- От 5 сентября 2011 г. №1538-р
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа
- 2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Южного федерального округа
- 3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе
- 4. Цели и стратегические задачи долгосрочного развития
- 5. Сценарии социально-экономического развития
- 1. Туристско-рекреационный комплекс
- 2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 3. Нефтегазовый комплекс
- 4. Угольная промышленность
- 5. Машиностроительный комплекс
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Химическая промышленность
- 8. Легкая промышленность
- 9. Фармацевтическая промышленность
- 10. Строительный комплекс
- 11. Сфера услуг
- 12. Внешнеэкономическая деятельность
- 13. Финансово-банковский сектор
- 14. Формирование благоприятной среды для развития
- 15. Водохозяйственный комплекс
- 16. Сохранение окружающей среды
- 17. Зоны опережающего роста и направления кластерной политики
- 18. Приоритетные межотраслевые направления развития
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
- V. Развитие научно-инновационной сферы
- VI. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Основные принципы развития социальной сферы
- 2. Современные тенденции и проблемы социального развития
- 3. Основные направления социального развития,
- 4. Направления демографической и миграционной политики
- 5. Направления развития рынка труда и кадрового потенциала
- 6. Направления развития здравоохранения
- 7. Направления развития образования
- 8. Направления развития культуры
- 9. Направления развития физической культуры и спорта
- 10. Молодежная политика
- 11. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями
- 12. Направления развития жилищной сферы
- VII. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия
- 3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края
- 4. Социально-экономическое развитие Астраханской области
- 5. Социально-экономическое развитие Волгоградской области
- 6. Социально-экономическое развитие Ростовской области
- VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
- Показатели социально-экономического развития Южного федерального округа
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа