Тема 5. Бюджетный процесс в рф: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом следует отметить, что последовательность не носит чисто механический характер, а регулируется нормами процессуального бюджетного права.
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению бюджета и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса. Законодательное определение бюджетного процесса закреплено в БК РФ (ст. 6).
Бюджетный процесс делится на стадии:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета;
составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Основные положения бюджетного процесса закреплены в Конституции РФ и в БК РФ, где определена система органов, обладающих бюджетными полномочиями, их компетенция, регламентированы стадии бюджетного процесса, вопросы контроля в области бюджетного процесса.
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным (финансовым) годом и в Российской Федерации составляет 12 месяцев, он совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря) годом. Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке (п.2 ст. 5 БК РФ).
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, закрепленные в ст. 28 БК РФ (единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полнота отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, прозрачность (открытость), достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств, подведомственность расходов бюджетов, единства кассы.
Кроме того, бюджетному процессу присущи и свои специальные принципы. К ним следует отнести: принцип облечения бюджета в форму акта, принцип разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе; принцип специализации бюджетных показателей, принцип непрерывности.
Бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период содержится в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление проекта федерального бюджета осуществляет Правительство РФ, а непосредственную работу по составлению проекта федерального бюджета – Министерство финансов РФ.
Студенту следует знать, что составление проекта бюджета основывается на:
- бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов регламентируются ст. 184 БК РФ.
Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который в течение 14-ти дней должен одобрить его или отклонить.
В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования.
Исполнение бюджетов разного уровня относится к компетенции органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Бюджеты исполняются по доходам и расходам. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в главной книге Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета принадлежит Федеральному казначейству, оно ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджета.
Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В конце финансового года все субъекты, исполняющие бюджет, осуществляют его заключение. Это означает закрытие счетов в 24 часа 31 декабря, после чего движение денежных средств на этих счетах на производится.
Бюджетный процесс завершается стадией – составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Г. Киров
- 2. Место учебной дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание учебной дисциплины
- 3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
- Общая часть
- Тема 3. Финансовое право как наука
- Тема 8. Бюджетный процесс в рф
- Тема 9. Правовые основы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов рф.
- Тема 13. Финансово-правовые основы страхования в рф
- Тема 14. Правовые основы государственного и муниципального кредита в рф. Понятие и виды государственного и муниципального долга в рф
- Раздел 4. Правовое регулирование государственных расходов
- Тема 15. Правовые основы государственных и муниципальных расходов
- Раздел 5. Правовые основы банковского кредитования
- Тема 16. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности
- Раздел 7. Основы денежного обращения, расчетов, валютного регулирования, рынка ценных бумаг
- Тема 17. Правовые основы денежного обращения в рф
- Тема 18. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Тема 19. Финансово-правовые основы валютного регулирования в рф
- Тема 20. Основы финансово-правового регулирования в зарубежных странах
- 3.2. Лекции
- Тема 1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 0,5 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 2. Предмет и система финансового права: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 0,5 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 3. Правовое регулирование финансового контроля в рф: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 4. Бюджетное право рф: 6 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 5. Бюджетный процесс в рф: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 6. Налоговое право рф (общая часть): 2 ч. - для очной формы обучения
- Тема 7. Финансово-правовые основы страхования в рф: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения
- Тема 8. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 9. Правовые основы денежного обращения в рф: 4 ч. - для очной формы обучения; 3 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 10. Финансово-правовые основы валютного регулирования в рф: 4 ч. - для очной формы обучения; 3 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- 3.3. Практические занятия
- Тема 1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 2. Предмет и система финансового права: 4 ч. - для очной формы обучения; 4 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 3. Финансовое право как наука: 2 ч. - для очной формы обучения
- Тема 4. Правовое регулирование финансового контроля в рф: 6 ч. - для очной формы обучения; 4 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 5. Аудит как вид финансового контроля: 4 ч. - для очной формы обучения
- Тема 6. Счетная палата рф как орган государственного финансового контроля: 2 ч. - для очной формы обучения
- Тема 7. Бюджетное право рф: 8 ч. - для очной формы обучения; 6 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 8. Бюджетный процесс в рф: 4 ч. - для очной формы обучения; 3 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 9. Правовые основы государственных целевых внебюджетных и бюджетных фондов рф: 2 ч. - для очной формы обучения; 1 ч. – для очно-заочной формы обучения
- Тема 10. Правовое регулирование доходов государства. Неналоговые доходы рф: 2 ч. - для очной формы обучения; 1 ч. – для очно-заочной формы обучения
- Тема 11. Налоговое право рф (общая часть): 6 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения
- Тема 12. Правовое регулирование финансов организаций: 2 ч. - для очной формы обучения; 1 ч. – для очно-заочной формы обучения
- Тема 13. Финансово-правовые основы страхования в рф: 6 ч. - для очной формы обучения; 4 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 14. Правовые основы государственных и муниципальных расходов: 2 ч. - для очной формы обучения; 1 ч. – для очно-заочной формы обучения
- Тема 16. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: 6 ч. - для очной формы обучения; 4 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 17. Правовые основы денежного обращения в рф: 4 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 18. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг: 2 ч. - для очной, очно-заочной и заочной формы обучения
- Тема 19. Финансово-правовые основы валютного регулирования в рф: 4 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения
- Тема 20. Основы финансово-правового регулирования в зарубежных странах: 4 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения
- 3.4. Самостоятельная работа студента
- 1. Виды самостоятельной работы:
- 2. Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:
- 3.Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:
- 4. Образовательные технологии:
- 4. Образовательные технологии
- 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
- 6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
- 7. Учебно-методическое обеспечение
- 1. Нормативные акты и судебная практика:
- 4. Программное обеспечение и электронные ресурсы:
- 8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины