logo search
Ответы ГОСЫ

Принятие правоприменительного решения и его документальное оформление как заключительная стадия процесса применения гражданско-правовых норм.

Принятие решения - то есть фиксирование в необходимой про­цессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалифика­ции установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правопри­менительный акт.

Стадия принятия решения — заключительная стадия процесса при­менения права. Она базируется на установленных фактических обстоя­тельствах дела и его юридической квалификации. Главная задача этой стадии заключается в том, чтобы в соответствии с установленным смыс­лом юридической нормы четко определить субъективные права и субъ­ективные обязанности сторон правоотношения, а также необходимые формы и порядок их реализации.

Основой принятия решения являются фактические и юридические основания. Само решение представляет собой логический процесс, в ходе которого фактические обстоятельства подводятся под соответствующую норму права и из их сопоставления делаются правовые выво­ды. Процедура принятия решений в процессе применения права законо­дательно регламентирована. Необходимыми компонентами процедуры принятия решения явля­ются его обоснованность, законность, целесообразность и справедли­вость. Принятие решение — это завершающий акт процесса применения права, в ходе которого проявляется его государственная властная при­рода. Решение правоприменительного органа по данному делу является обязательным для участвующих в нем сторон. Стадия принятия решения находит свое формальное выражение в ак­те применения права, содержание которого доводится до сведения лиц, участвующих в деле.

Стадия принятия решения (оформления юридического документа) - одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера,

имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.

  1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия,

наименование органа или должностного лица, которое принимает

решение, по какому делу.

  1. Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся

предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких

обстоятельствах и какими способами совершены действия.

  1. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств,

подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств,

их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на

официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные

нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

  1. Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-

правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.