1. Права парламентария
К правам парламентария Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в ред. от 25 июля 2006 г. <1> (далее - Закон о статусе) в первую очередь относит право законодательной инициативы члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы для внесения законопроектов, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы для внесения предложений о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений.
--------------------------------
<1> Российская газета. N 130. 1999.
Следующее по степени важности право - участие парламентария в заседании той или иной палаты Федерального Собрания, а также в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Закон закрепляет за парламентарием право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты.
Одно из наиболее действенных прав - право запроса, которое законодательно разделено на депутатский и парламентский запросы.
Парламентский запрос определен как право палаты направлять запрос Председателю и членам Правительства России, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий и комиссий референдума, Председателю Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию данных органов и должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов палаты, а должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в свою очередь, должно дать на него ответ в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты, а копии ответа направляются всем членам палаты.
Депутатский запрос направляется не палатой, а членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы (инициатором запроса). Так как данный запрос направляется парламентарием самостоятельно, то не требуется его оглашения на заседании палаты, а должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
Следующая форма, приглашение на заседание, аналогична рассмотренной выше процедуре "правительственного часа", но лишь с той разницей, что Закон о статусе существенно увеличивает перечень лиц, которые могут быть приглашены и заслушаны на заседании соответствующей палаты. Статья 15 Закона о статусе определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе пригласить Председателя и членов Правительства РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка, Председателя Центральной избирательной комиссии, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда, председателя Государственного фонда занятости населения, председателя Фонда социального страхования, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования на заседание палаты Федерального Собрания.
Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание палаты в назначенное время, то Закон допускает возможность изменить время прибытия приглашаемого лица по согласованию с Председателем палаты либо направить на заседание палаты его заместителя.
Еще одно из прав парламентария - право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, которое заключается в том, что по вопросам своей деятельности парламентарий может пользоваться первоочередном правом на прием у руководителей и других должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил РФ.
Кроме указанных, Закон о статусе определяет следующие права:
право на получение и распространение информации (ст. 17) - должностные лица аппарата той или иной палаты в установленном регламентами палат порядке обеспечивают парламентария документами, принятыми палатами, печатными изданиями палат, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента и Правительством РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами РФ, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией и иными государственными органами;
право на обращение парламентария в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица которых безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения;
право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.
- Лекция 1. Парламентаризм в системе государственной власти
- Лекция 2. Парламентское право России: место в правовой системе, источники
- Лекция 3. Структура и полномочия современных парламентов
- Лекция 4. Особенности формирования верхних палат двухпалатных парламентов
- Лекция 5. История развития представительных органов в России
- 1. Народное представительство в России до 1917 г.
- 2. Развитие представительных органов в советский
- Лекция 6. Структура и организация работы палат Федерального Собрания Российской Федерации
- 1. Структура Совета Федерации Федерального Собрания
- 2. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания
- 3. Структура Государственной Думы Федерального Собрания
- 4. Порядок работы Государственной Думы
- Лекция 7. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации
- 1. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания
- 2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
- Лекция 8. Взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации между собой и с иными органами государственной власти
- 1. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации
- 2. Взаимодействие Федерального Собрания Российской
- 3. Межпарламентское сотрудничество Федерального Собрания
- Лекция 9. Общие вопросы законотворчества
- Лекция 10. Роль Государственной Думы в законодательном процессе
- Лекция 11. Роль Совета Федерации в законодательном процессе
- Лекция 12. Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе и порядок преодоления возникающих разногласий
- Лекция 13. Механизм реализации парламентских процедур
- Лекция 14. Правовой статус парламентария в Российской Федерации
- 1. Права парламентария
- 2. Гарантии неприкосновенности парламентария
- 3. Материально-финансовые и социальные гарантии
- Лекция 15. Аппарат и вспомогательные органы палат современных парламентов