logo
PARLAMENTSKOE_PRAVO_ROSSII

3. Межпарламентское сотрудничество Федерального Собрания

Российской Федерации

С представительными органами субъектов Российской Федерации

Особенности взаимоотношений парламентариев с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ определяются прямой нормой Конституции и развивающими ее положениями текущего законодательства о порядке формирования Совета Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник. 2000. N 34(190). С. 5.

Институциональные отношения между палатами Федерального Собрания и теми же структурами субъектов РФ как органами власти возникают в рамках законодательных процедур, на основании положений ст. 136 Конституции и ряда федеральных законов, например, при внесении поправок в гл. 3 - 8 Конституции РФ, рассмотрении законопроектов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, при рассмотрении проектов двусторонних договоров между Российской Федерацией и ее субъектами.

Принимая во внимание конституционное предназначение Совета Федерации, можно утверждать, что именно эта палата федерального парламента призвана во взаимодействии с законодательными органами субъектов РФ обеспечивать гармонизацию федерального и регионального законодательства в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также учитывать региональные интересы при принятии федеральных законов. Именно в этих целях после широкого обсуждения и при поддержке Президента России был создан Совет законодателей. Задачи этого органа непосредственно вытекают из проблем совершенствования правового поля России.

Практикуются такие формы взаимодействия палаты с регионами, как:

оказание практической методической и консультационной помощи;

формирование модельного законодательства;

правовая экспертиза проектов учредительных и правовых актов субъектов Федерации;

проведение семинаров, круглых столов и конференций; совещаний с представителями законодателей государственной власти субъектов Федерации.

В составе Совета Федерации организуются структурные подразделения для взаимодействия с субъектами РФ, защиты интересов населения отдельных регионов. В качестве примера можно привести Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов <1>, Комитет Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 1996 г. N 34-СФ "О составе Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов" // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 445; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 1996 г. N 35-СФ "О председателе Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов" // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 446.

<2> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 50-СФ "О председателе Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 663.

Международное сотрудничество

Принимая международные обязательства, государство учитывает свои национальные правовые нормы, возможность, в случае необходимости, изменить их, чтобы приспособить к принимаемым международным обязательствам. Поэтому в международном праве существует презумпция: если для выполнения международных обязательств необходимы законодательные мероприятия, они должны быть проведены <1>.

--------------------------------

<1> См.: Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // СЕМП. 1977. М.: Наука, 1979. С. 59, 60.

Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, поскольку каждое государство, участвующее в создании международно-правовых норм, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил свое выражение в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой участник договора "не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора" <1>.

--------------------------------

<1> Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Актуальные вопросы международного права. Минск, 1995. N 1. С. 75.

Анализируя формы взаимодействия Федерального Собрания в международном сотрудничестве, следует отметить, что связи российского парламента налажены в трех основных направлениях: с парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств, с международными и региональными парламентскими структурами и с национальными парламентами.

Формы этой деятельности весьма разнообразны. Это и официальные и рабочие визиты делегаций, тематические поездки делегаций на уровне комитетов палат, участие парламентариев в мероприятиях международных парламентских организаций - конференциях, семинарах, круглых столах, симпозиумах, стажировках.

Государственная Дума и Совет Федерации также принимают с официальными и рабочими визитами делегации парламентариев, руководителей международных организаций, государственных и политических деятелей, ученых, представителей деловых кругов и общественных организаций.

Динамично развиваются двусторонние связи с парламентами стран СНГ. Главным образом они осуществляются на основе соглашений о сотрудничестве (подписаны с парламентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизии, Молдавии). Важнейшими документами являются, безусловно, Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии, а также Договор о создании Союзного государства, которые определяют характер сотрудничества обеих палат Федерального Собрания РФ с обеими палатами Национального собрания Республики Белоруссия.

Палаты Федерального Собрания РФ сотрудничают с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями, утверждают положения о делегациях (депутациях) Федерального Собрания в Палате Союза Парламента Союзного государства, Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества и Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, определяют порядок формирования делегаций Федерального Собрания в международных парламентских организациях и утверждают их состав.

В палатах созданы специальные органы взаимодействия с международными организациями и парламентами зарубежных стран, например Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 апреля 1998 г. N 182-СФ "Об изменении состава Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств" // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 1997.

Депутации Федерального Собрания Российской Федерации представлены в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Межпарламентского союза и Положением о Межпарламентской группе Российской Федерации палаты Федерального Собрания в целях обеспечения участия своих членов в деятельности Межпарламентского союза и поддержания межпарламентских контактов в рамках групп по связям с парламентами иностранных государств сформировали Межпарламентскую группу Российской Федерации.

Активно применяется практика создания межпарламентских органов. Например, созданы межпарламентские комитеты с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, сформированы двусторонние межпарламентские комиссии Федерального Собрания РФ, Национального собрания Азербайджанской Республики и Национального собрания Республики Армения, специальные органы международного сотрудничества в различных сферах. В качестве примера можно привести комиссии по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 119-СФ "О комиссии Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству" // СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2156; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. N 82-СФ "О внесении изменений в составы Президиума Национального комитета Российской Федерации по Десятилетию международного права, созданного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, совета, комиссий, комитета, рабочей группы, созданных в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 846.