25. Понятие и признаки фирменных наименований.
Действующее гражданское законодательство обязывает любое юридическое лицо иметь свое наименование (п. 1 ст. 54 ГК РФ ).
Согласно ст. 54 ГК РФ коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму), а некоммерческие — наименование, таким образом, законодательство связывает специфику правового режима наименования и, соответственно, предъявляемые требования к нему в связи с принадлежностью организации к определенному виду юридических лиц.
Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.
К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требований. Прежде всего, наименование предпринимателя должно содержать указания на организационно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, наименования их участников). Указание на организационно-правовую форму юридического лица дает знать участникам оборота об основных признаках организации: является ли она коммерческой или некоммерческой, в каких пределах она способна нести ответственность по обязательствам и т.д.
Законы об отдельных видах юридических лиц, включая и нормы ГК РФ, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК РФ).
Кроме того, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т.е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.
Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока владеющий им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное изменение фирменного наименования не допускается.
Выделяют две части фирмы:
1) основную (корпус фирмы);
2) вспомогательную (произвольную).
Корпус фирмы , являющийся обязательной частью фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Например, обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. Соответственно в наименовании такого лица требуется указать на специфические виды деятельности — банковскую, страховую, биржевую и др.
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть , элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательными элементами являются специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. В этом качестве чаще всего выступают различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т.п. Другие добавления, включая сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных , и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.
Право на фирменное наименование (фирму) охраняется на всей территории России, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.
- 1. Понятие интеллектуальной собственности. Институты права интеллектуальной собственности.
- 2. Объекты интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности.
- 4. Источники права интеллектуальной собственности.
- 5. Понятие и признаки авторского права.
- 6. Виды объектов авторского права, их характеристика. Произведения, не охраняемые авторским правом.
- 7. Выполнение формальностей. Установление права приоритета.
- 8. Субъекты авторского права.
- 9. Содержание авторских прав.
- 10. Авторский договор: понятие, существенные условия, виды.
- 11. Понятие и характеристика смежных прав.
- 12. Объекты смежных прав.
- 13. Субъекты смежных прав.
- 14. Права субъектов смежных прав.
- 15. Понятие и характеристика патентного права.
- 16. Понятие и характеристика критериев патентоспособности.
- 17. Объекты патентного права.
- 18. Понятие, критерии патентоспособности изобретений. Срок охраны исключительного права на изобретение.
- 19. Понятие, критерии патентоспособности полезных моделей. Срок охраны исключительного права на полезную модель.
- 20. Понятие, критерии патентоспособности промышленных образцов. Срок охраны исключительного права на промышленный образец.
- 21. Субъекты патентного права.
- 22. Порядок регистрации объектов патентного права.
- 23. Формальная экспертиза и экспертиза по существу.
- 24. Права и обязанности патентовладельца.
- 25. Понятие и признаки фирменных наименований.
- 26. Содержание права на фирменное наименование. Субъекты права на фирменное наименование.
- 27. Коммерческое обозначение.
- 28. Понятие и виды товарных знаков.
- 29. Понятие наименования места происхождения товара.
- 30. Понятие и формы ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Административная и уголовная ответственность в области авторских и смежных прав.
- 31. Гражданско-правовые меры защиты авторских и смежных прав.
- 32. Защита интеллектуальных прав. Гражданско-правовая защита патентных прав.
- 33. Понятие и характеристика «ноу-хау».
- 34. Сроки охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.