§ 2. Образование и прекращение юридических лиц
Образование юридического лица. В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в
письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах .
Государственная регистрация юридических лиц. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК). В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация
юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно
было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61—64 ГК и состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом
удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ПС Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов.
- Содержание:
- § 1. Субъекты права собственности 350
- Раздел 1. Общие положения Глава 1. Гражданское право как отрасль права § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права
- § 3. Принципы гражданского права
- § 4. Система гражданского права
- Глава 2. Гражданское законодательство § 1. Гражданское законодательство и его система
- § 2. Действие гражданского законодательства
- § 3. Применение гражданского законодательства
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина § 1. Наука гражданского права
- § 2. Гражданское право как учебная дисциплина
- Глава 4. Основные черты гражданского права зарубежных государств § 1. Основные гражданско-правовые системы современности
- § 2. Континентальная система
- § 3. Англо-американская система
- Глава 5. Гражданское правоотношение § 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- § 2. Содержание и форма гражданского правоотношения
- § 3, Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- § 5. Основания гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане как субъекты гражданского права § 1. Правоспособность и дееспособность граждан
- § 2. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния
- § 3. Безвестное отсутствие
- Глава 7. Юридические лица § 1. Понятие юридического лица
- § 2. Образование и прекращение юридических лиц
- § 3. Виды юридических лиц
- § 4. Хозяйственные товарищества и общества
- § 5. Производственные кооперативы
- § 6. Государственные и муниципальные предприятия
- § 7. Некоммерческие организации
- § 8. Филиалы и представительства юридических лиц
- Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права § 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
- § 2. Формы участия государства в гражданском обороте
- Глава 9. Объекты гражданских прав § 1. Понятие и юридическая классификация вещей
- § 2. Деньги и ценные бумаги. Понятие имущества
- § 3. Результаты творческой деятельности. Информация
- § 4. Результаты работ. Услуга. Нематериальные блага
- Глава 10. Сделки § 1. Понятие сделки. Виды сделок
- § 2. Условия действительности сделок
- § 3. Недействительные сделки
- Глава II. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
- § 2. Пределы осуществления гражданских прав
- Глава 12. Представительство § 1. Понятие и виды представительства
- § 2. Доверенность
- § 3. Представительство без полномочий
- Глава 13. Защита гражданских прав § 1. Понятие защиты гражданских прав
- § 2. Способы защиты гражданских прав
- Глава 14. Сроки осуществления и защиты гражданских прав § 1. Понятие, исчисление и виды сроков
- § 2. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- § 3. Исковая давность
- Глава 15. Нематериальные блага и их защита § 1, Понятие нематериальных благ и их виды
- § 2. Защита нематериальных благ
- Раздел II. Вещное право Глава 16. Общие положения о вещном праве § 1. Понятие и признаки вещного права
- § 2. Виды вещных прав и их место в системе законодательства и курса гражданского права
- Глава 17. Общие положения о праве собственности § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Формы и виды права собственности по российскому законодательству
- § 3. Основания возникновения и прекращения права собственности
- Глава 18. Право собственности граждан § 1. Понятие права собственности граждан
- § 2. Субъекты права собственности
- § 3. Объекты права собственности
- § 4. Содержание и осуществление права собственности
- Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности § 1. Субъекты права собственности
- § 2. Объекты права собственности
- § 3. Содержание права государственной и муниципальной собственности
- § 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности
- Глава 20. Право собственности юридических лиц § 1. Субъекты и объекты права собственности
- § 2. Право собственности отдельных видов юридических лиц
- Глава 21. Право общей собственности § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Общая долевая собственность
- § 3. Общая совместная собственность
- Глава 22. Ограниченные вещные права
- § 1. Право пожизненного наследуемого владения
- § 2. Право постоянного пользования земельным участком
- § 3. Сервитуты
- Глава 23. Защита права собственности и других вещных прав § 1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав
- § 2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виидикационный иск)
- § 3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- § 4. Иск о признании права собственности
- Раздел III. Общая часть обязательственного права Глава 24. Понятие, система и основания возникновения обязательств § 1. Понятие обязательства
- § 2. Система обязательств
- § 3. Основания возникновения обязательств
- Глава 25. Гражданско-правовой договор § 1. Понятие и значение договора
- § 2. Содержание и форма договора
- § 3. Виды договоров
- § 4 Настоящей главы).
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Изменение и расторжение договора
- Глава 26. Исполнение обязательств § 1. Понятие и принципы исполнения обязательств
- § 2. Субъекты исполнения обязательств
- § 3. Предмет исполнения
- § 4. Способ, место и срок исполнения
- Глава 27. Гражданско-правовая ответственность § 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
- § 2. Формы и виды гражданско-правовой ответственности
- § 3. Основание и условия гражданско-правовой ответственности
- Глава 28. Обеспечение исполнения обязательств § 1. Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств
- Глава 29. Изменение и прекращение обязательств
- § 1. Изменение обязательств
- § 2. Понятие и основания прекращения обязательств
- § 3. Отдельные способы прекращения обязательств