Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права § 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
Общие положения. Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.
Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.
В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных Уровней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).
Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе пра-восубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено. Государство как носитель власти. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству.
Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.
Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права.
Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:
— государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
— государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
— государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; — государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.
Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой — использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях. И тем не менее во многих других нормах Кодекса (см., напр. ст. 445 ГК) и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно широки.
Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного право-понимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.
В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.
И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная — физические лица, юридические лица и особое лицо — государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем.
Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то — уже. Рад возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать рад прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить. .
Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой — она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т. д. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции.
Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.
Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права, приравненные к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т. п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство/ в отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи, когда такая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (поручительства).
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ —республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления .
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
- Содержание:
- § 1. Субъекты права собственности 350
- Раздел 1. Общие положения Глава 1. Гражданское право как отрасль права § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права
- § 3. Принципы гражданского права
- § 4. Система гражданского права
- Глава 2. Гражданское законодательство § 1. Гражданское законодательство и его система
- § 2. Действие гражданского законодательства
- § 3. Применение гражданского законодательства
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина § 1. Наука гражданского права
- § 2. Гражданское право как учебная дисциплина
- Глава 4. Основные черты гражданского права зарубежных государств § 1. Основные гражданско-правовые системы современности
- § 2. Континентальная система
- § 3. Англо-американская система
- Глава 5. Гражданское правоотношение § 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- § 2. Содержание и форма гражданского правоотношения
- § 3, Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- § 5. Основания гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане как субъекты гражданского права § 1. Правоспособность и дееспособность граждан
- § 2. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния
- § 3. Безвестное отсутствие
- Глава 7. Юридические лица § 1. Понятие юридического лица
- § 2. Образование и прекращение юридических лиц
- § 3. Виды юридических лиц
- § 4. Хозяйственные товарищества и общества
- § 5. Производственные кооперативы
- § 6. Государственные и муниципальные предприятия
- § 7. Некоммерческие организации
- § 8. Филиалы и представительства юридических лиц
- Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права § 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
- § 2. Формы участия государства в гражданском обороте
- Глава 9. Объекты гражданских прав § 1. Понятие и юридическая классификация вещей
- § 2. Деньги и ценные бумаги. Понятие имущества
- § 3. Результаты творческой деятельности. Информация
- § 4. Результаты работ. Услуга. Нематериальные блага
- Глава 10. Сделки § 1. Понятие сделки. Виды сделок
- § 2. Условия действительности сделок
- § 3. Недействительные сделки
- Глава II. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
- § 2. Пределы осуществления гражданских прав
- Глава 12. Представительство § 1. Понятие и виды представительства
- § 2. Доверенность
- § 3. Представительство без полномочий
- Глава 13. Защита гражданских прав § 1. Понятие защиты гражданских прав
- § 2. Способы защиты гражданских прав
- Глава 14. Сроки осуществления и защиты гражданских прав § 1. Понятие, исчисление и виды сроков
- § 2. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- § 3. Исковая давность
- Глава 15. Нематериальные блага и их защита § 1, Понятие нематериальных благ и их виды
- § 2. Защита нематериальных благ
- Раздел II. Вещное право Глава 16. Общие положения о вещном праве § 1. Понятие и признаки вещного права
- § 2. Виды вещных прав и их место в системе законодательства и курса гражданского права
- Глава 17. Общие положения о праве собственности § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Формы и виды права собственности по российскому законодательству
- § 3. Основания возникновения и прекращения права собственности
- Глава 18. Право собственности граждан § 1. Понятие права собственности граждан
- § 2. Субъекты права собственности
- § 3. Объекты права собственности
- § 4. Содержание и осуществление права собственности
- Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности § 1. Субъекты права собственности
- § 2. Объекты права собственности
- § 3. Содержание права государственной и муниципальной собственности
- § 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности
- Глава 20. Право собственности юридических лиц § 1. Субъекты и объекты права собственности
- § 2. Право собственности отдельных видов юридических лиц
- Глава 21. Право общей собственности § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Общая долевая собственность
- § 3. Общая совместная собственность
- Глава 22. Ограниченные вещные права
- § 1. Право пожизненного наследуемого владения
- § 2. Право постоянного пользования земельным участком
- § 3. Сервитуты
- Глава 23. Защита права собственности и других вещных прав § 1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав
- § 2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виидикационный иск)
- § 3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- § 4. Иск о признании права собственности
- Раздел III. Общая часть обязательственного права Глава 24. Понятие, система и основания возникновения обязательств § 1. Понятие обязательства
- § 2. Система обязательств
- § 3. Основания возникновения обязательств
- Глава 25. Гражданско-правовой договор § 1. Понятие и значение договора
- § 2. Содержание и форма договора
- § 3. Виды договоров
- § 4 Настоящей главы).
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Изменение и расторжение договора
- Глава 26. Исполнение обязательств § 1. Понятие и принципы исполнения обязательств
- § 2. Субъекты исполнения обязательств
- § 3. Предмет исполнения
- § 4. Способ, место и срок исполнения
- Глава 27. Гражданско-правовая ответственность § 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
- § 2. Формы и виды гражданско-правовой ответственности
- § 3. Основание и условия гражданско-правовой ответственности
- Глава 28. Обеспечение исполнения обязательств § 1. Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств
- Глава 29. Изменение и прекращение обязательств
- § 1. Изменение обязательств
- § 2. Понятие и основания прекращения обязательств
- § 3. Отдельные способы прекращения обязательств