§ 3. Содержание права государственной и муниципальной собственности
Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Общее определение права собственности как субъектив-
ного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственникосуществляетпосвоемуусмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей в состав Российской Федерации, если речь идет о собственности субъектов федерации либо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит,— в состав российского народа, народа республики — субъекта Российской Федерации, населения края, области, муниципального образования и т.д. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектного состава правоотношений государственной и муниципальной собственности.
В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектом которой признавалось в то время только государство, и притом в единственном числе, нередко подчеркивался ее властный характер. Это качество, хотя и в меньшей степени, чем раньше, присуще государственной собственности и сейчас, оно выражается главным образом в способах ее осуществления. Присуще оно и муниципальной собственности. В то же время в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и Российская Федерация, и ее субъекты, и муниципальные образования, которым как раз принадлежит право государственной и муниципальной собственности, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Таким образом, властное начало, действительно присущее государственной и муниципальной собственности, никак не должно сказываться на отношениях по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в Российской Федерации допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом (см. п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 4 ст. 212 ГК). Сказанное, разумеется, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков. Так, если широкий круг имуществ, принадлежащих гражданам, забронирован от взысканий со стороны кредиторов, то взыскание может быть обращено на все имущество государственных и муниципальных предприятий.
Давая общую характеристику права собственности, мы подчеркивали, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Если бы дело обстояло иначе, то говорить о праве собственности как мере поведения было бы нельзя. Распространяется ли эта характеристика на право государственной собственности, принадлежащее Российской Федерации, которая как суверен соединяет в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника и сама определяет правовой режим принадлежащих ей имуществ? Да, распространяется. Государство (в данном случае — Российская Федерация) —суверен, однако оно действует (во всяком случае должно действовать!) в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы, о неограниченности этих правомочий говорить не приходится.
Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности . Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности — Конституции РФ, Гражданском кодексе, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование. В противовес этой точке зрения были выдвинуты две другие, причем диаметрально противоположные. Одна из них, наиболее обстоятельно изложенная Н.Д. Егоровым, сводится к тому, что нормы о праве собственности по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, а потому целиком входят в состав гражданского права как отрасли права. Другие ученые отстаивают государственно-правовую природу, по крайней мере тех норм, которые составляют институт права государственной собственности. Именно вокруг этого института и развернулась главным образом полемика относительно отраслевой принадлежности норм о праве собственности. К числу сторонников государственно-правовой природы норм о праве государственной собственности относятся, в частности, В. С. Якушев и М. И. Брагинский.
Решая этот вопрос, нельзя сбрасывать со счетов, что важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ. Именно в этих нормах закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности (в первую очередь государственной собственности). Оно и понятно. Отношения собственности во всяком обществе являются основополагающими. Между тем государственное право и призвано как раз к тому, чтобы закреплять и регулировать отношения, составляющие основу государственного и общественного строя. Ссылка на то, что указанные нормы Конституции по своей отраслевой принадлежности являются гражданско-правовыми, неубедительна. Если следовать этой аргументации, то пришлось бы значительную часть норм Конституции растащить по отраслевым квартирам и от нее мало что осталось бы как от целостного и к тому же фундаментального акта всей системы российского права. С другой стороны, и в актах гражданского законодательства мы находим прямые указания на то, что отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования (см., например, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК). Напомним также, что раздел II ГК называется «Право собственности и другие вещные права». В этом разделе развиты и конкретизированы многие конституционные установления о праве собственности. Дело, однако, не только в этом. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Ясно, например, что, когда Правительство Российской Федерации принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта федерации или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения . Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения. Вследствие указанных обстоятельств есть достаточные основания, чтобы совокупность норм, составляющих право собственности в объективном смысле, отнести к комплексным правовым образованиям, включающим нормы самой различной отраслевой принадлежности. Как мы в дальнейшем увидим, такой
подход применительно к праву государственной и муниципальной собственности особенно оправдан.
- Содержание:
- § 1. Субъекты права собственности 350
- Раздел 1. Общие положения Глава 1. Гражданское право как отрасль права § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права
- § 3. Принципы гражданского права
- § 4. Система гражданского права
- Глава 2. Гражданское законодательство § 1. Гражданское законодательство и его система
- § 2. Действие гражданского законодательства
- § 3. Применение гражданского законодательства
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина § 1. Наука гражданского права
- § 2. Гражданское право как учебная дисциплина
- Глава 4. Основные черты гражданского права зарубежных государств § 1. Основные гражданско-правовые системы современности
- § 2. Континентальная система
- § 3. Англо-американская система
- Глава 5. Гражданское правоотношение § 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- § 2. Содержание и форма гражданского правоотношения
- § 3, Субъекты и объекты гражданского правоотношения
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- § 5. Основания гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане как субъекты гражданского права § 1. Правоспособность и дееспособность граждан
- § 2. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния
- § 3. Безвестное отсутствие
- Глава 7. Юридические лица § 1. Понятие юридического лица
- § 2. Образование и прекращение юридических лиц
- § 3. Виды юридических лиц
- § 4. Хозяйственные товарищества и общества
- § 5. Производственные кооперативы
- § 6. Государственные и муниципальные предприятия
- § 7. Некоммерческие организации
- § 8. Филиалы и представительства юридических лиц
- Глава 8. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права § 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
- § 2. Формы участия государства в гражданском обороте
- Глава 9. Объекты гражданских прав § 1. Понятие и юридическая классификация вещей
- § 2. Деньги и ценные бумаги. Понятие имущества
- § 3. Результаты творческой деятельности. Информация
- § 4. Результаты работ. Услуга. Нематериальные блага
- Глава 10. Сделки § 1. Понятие сделки. Виды сделок
- § 2. Условия действительности сделок
- § 3. Недействительные сделки
- Глава II. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
- § 2. Пределы осуществления гражданских прав
- Глава 12. Представительство § 1. Понятие и виды представительства
- § 2. Доверенность
- § 3. Представительство без полномочий
- Глава 13. Защита гражданских прав § 1. Понятие защиты гражданских прав
- § 2. Способы защиты гражданских прав
- Глава 14. Сроки осуществления и защиты гражданских прав § 1. Понятие, исчисление и виды сроков
- § 2. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
- § 3. Исковая давность
- Глава 15. Нематериальные блага и их защита § 1, Понятие нематериальных благ и их виды
- § 2. Защита нематериальных благ
- Раздел II. Вещное право Глава 16. Общие положения о вещном праве § 1. Понятие и признаки вещного права
- § 2. Виды вещных прав и их место в системе законодательства и курса гражданского права
- Глава 17. Общие положения о праве собственности § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Формы и виды права собственности по российскому законодательству
- § 3. Основания возникновения и прекращения права собственности
- Глава 18. Право собственности граждан § 1. Понятие права собственности граждан
- § 2. Субъекты права собственности
- § 3. Объекты права собственности
- § 4. Содержание и осуществление права собственности
- Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности § 1. Субъекты права собственности
- § 2. Объекты права собственности
- § 3. Содержание права государственной и муниципальной собственности
- § 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности
- Глава 20. Право собственности юридических лиц § 1. Субъекты и объекты права собственности
- § 2. Право собственности отдельных видов юридических лиц
- Глава 21. Право общей собственности § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Общая долевая собственность
- § 3. Общая совместная собственность
- Глава 22. Ограниченные вещные права
- § 1. Право пожизненного наследуемого владения
- § 2. Право постоянного пользования земельным участком
- § 3. Сервитуты
- Глава 23. Защита права собственности и других вещных прав § 1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав
- § 2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виидикационный иск)
- § 3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- § 4. Иск о признании права собственности
- Раздел III. Общая часть обязательственного права Глава 24. Понятие, система и основания возникновения обязательств § 1. Понятие обязательства
- § 2. Система обязательств
- § 3. Основания возникновения обязательств
- Глава 25. Гражданско-правовой договор § 1. Понятие и значение договора
- § 2. Содержание и форма договора
- § 3. Виды договоров
- § 4 Настоящей главы).
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Изменение и расторжение договора
- Глава 26. Исполнение обязательств § 1. Понятие и принципы исполнения обязательств
- § 2. Субъекты исполнения обязательств
- § 3. Предмет исполнения
- § 4. Способ, место и срок исполнения
- Глава 27. Гражданско-правовая ответственность § 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
- § 2. Формы и виды гражданско-правовой ответственности
- § 3. Основание и условия гражданско-правовой ответственности
- Глава 28. Обеспечение исполнения обязательств § 1. Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств
- Глава 29. Изменение и прекращение обязательств
- § 1. Изменение обязательств
- § 2. Понятие и основания прекращения обязательств
- § 3. Отдельные способы прекращения обязательств