2. Социологические методы криминологии.
Самым распространенным социологическим методом выступает опрос, т. е. получение информации о состоянии преступности и ее причинах, о преступниках, жертвах и мерах воздействия на них со слов опрашиваемых (респондентов).
Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.
Интервью — это метод устной беседы по программе, составленной исследователем.
Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Интервью отличается от других видов опросов следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость.
Этот вид опроса более трудоемок по сравнению с анкетированием, требует от интервьюера особых психологических и профессиональных качеств. С другой стороны, интервью — более гибкий метод, а складывающийся между интервьюером и интервьюируемым психологический контакт позволяет добиться большей достоверности.
Виды интервью:
нестандартизированное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может изменять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств;
стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточно точны и их легче фиксировать. Однако данный вид интервью недостаточно учитывает разнообразие жизненных ситуаций;
полустандартизированное интервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть изменены.
Анкетирование - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).
Для получения достоверных результатов опроса особую важность приобретает правильность выборки респондентов (выборочный метод развит применительно к статистическим исследованиям), а также содержание анкеты, которое определяется спецификой конкретного исследования. В большинстве случаев анкетный опрос является анонимным.
Основные требования к проведению опроса:
четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования;
доступность формулировок пониманию респондентов;
соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения;
учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров;
точность фиксация ответов респондентов;
стандартизация условий проведения опросов.
Ограничения в применении: данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений.
Как правило, анкета начинается с обращения к респонденту, где объясняются цели и задачи исследования, называется организация, его проводящая, разъясняются правила заполнения. В начале анкеты располагаются наиболее легкие для ответа, нейтральные по смыслу вопросы. Наиболее сложные, трудоемкие вопросы помещаются в середине анкеты. Вопросы анкеты целесообразно группировать в тематические блоки. Количество вопросов, с учетом их объема и сложности, как правило, должно быть таким, чтобы весь процесс заполнения анкеты не превышал 45 мин.
При анкетировании разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только «да», «нет», «не знаю». Открытый вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый «пилотажный» опрос для выявления возможных ответов и проверки «работоспособности» анкеты; понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т.д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением перечня возможных ответов. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов.
Вопросы, встречающиеся в анкетах, могут быть классифицированы следующим образом:
а) по содержанию (о фактах сознания, выясняющие мнения, оценки, планы на будущее; о фактах поведения; о личности респондента);
б) по форме (открытые (без «подсказок»), закрытые (с исчерпывающим набором ответов);
в) по отношению к респонденту (прямые, косвенные, т. е. отстраненные от личности респондента);
д) по функции (основные, «вопросы — фильтры» например, на выяснение действительной позиции респондента);
е) контрольные (для выяснения искренности ответов респондента на иные вопросы).
Метод экспертных оценок заключается в получении мнений по поставленным вопросам научных и практических работников — специалистов в области борьбы с преступностью.
Анализ документов - метод сбора первичной криминологической информации.
По статусу различают:
а) официальные,
б) неофициальные.
По форме изложения:
а) письменные,
б) графические,
в) на машинных носителях,
г) статистические.
Метод анализа уголовных дел - важный источник криминологической информации.
Технология анализа уголовных дел:
а) разработка справки-анкеты,
б) изучение отобранных уголовных дел,
в) заполнение справки-анкеты,
г) статистическая обработка результатов и интерпретация.
При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, жалобы и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации.
Социологическое наблюдение - метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, относящих к обследуемому объекту.
Виды наблюдения:
а) полное наблюдение,
б) включенное наблюдение,
в) наблюдение-участие (в зависимости от положения наблюдателя, его участия в исследуемой ситуации).
1. Полное наблюдение - изучение криминологически значимых явлений пассивно, как бы со стороны до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению.
2. Включенное наблюдение - это изучение криминологических явлений и процессов «изнутри» изучаемой ситуации, группы.
3. Наблюдение-участие - наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвуют в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.
Объект наблюдения
а) поведение отдельных лиц или групп в определенной ситуации,
б) среда, окружающая обстановка изучаемого контингента,
в) высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления.
Выделяются три основные роли наблюдателя:
Простой наблюдатель (ведет наблюдение со стороны),
Собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать),
Включенный наблюдатель (ведет наблюдение, находясь «внутри» исследуемого объекта, не обнаруживая себе в качестве наблюдателя).
Эксперимент – это такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль над состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором.
Эксперимент - метод получения информации о преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, о мерах борьбы с ней. Например, эксперимент по проверке зависимости объема уличной преступности от интенсивности и масштабности мероприятий патрульно-постовой службы.
В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях. С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.
- Содержание.
- Введение.
- Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии.
- Понятие и предмет криминологии.
- Предмет отечественной криминологии
- Иные проблемы, изучаемые криминологией
- Система криминологии, ее связь с другими науками.
- Криминология как специфическая отрасль знаний
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Основные этапы истории криминологии.
- Уголовно-правовые идеи древних философов и мыслителей XV-XVII в. О причинах преступности и мерах борьбы с ней.
- 2. Классическая школа уголовного права и криминологии.
- 3. Основные направления позитивизма в криминологии.
- 4. История развития отечественной криминологии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Организация и методика криминологического исследования.
- Понятие методики криминологического исследования.
- 2. Социологические методы криминологии.
- 3. Статистические и математические методы криминологического исследования.
- Формулы математической статистики, используемые в социологических исследованиях. Определение выборки при случайном бесповторном отборе
- 4. Организация конкретного криминологического исследования.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Преступность и ее основные характеристики.
- 1. Понятие преступности.
- 2.2. Качественные показатели преступности
- Структура преступности (Определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям)
- Последствия преступности
- Косвенные
- 3. Латентная преступность и методы ее выявления.
- Классификация латентных преступлений
- Факторы, обуславливающие существование латентной преступности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Детерминация и причинность преступности.
- Понятие детерминации и причинности, их взаимосвязь.
- Детерминация (или криминогенные комплексы)
- Классификация причин и условий преступности.
- Классификация причин и условий преступности по различным основаниям
- Экономический факторный комплекс преступности
- Экономический кризис
- 3. Характеристика причинного комплекса преступности в России.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Личность преступника как объект криминологического познания
- 1. Понятие и содержание личности преступника
- 2. Структура личности преступника.
- 3. Классификация и типология личности преступника.
- 4. Изучение личности преступника.
- Комплексное изучение личности преступника
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Механизм индивидуального преступного поведения.
- Понятие и характеристика механизма преступного поведения.
- Модель индивидуального механизма преступного поведения (примерная схема)
- 2. Формирование негативных социально-психологических особенностей личности преступника.
- 3. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
- Взаимодействие личности и ситуации
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Виктимологические аспекты преступности.
- 1. Понятие, предмет и задачи виктимологии.
- Предмет виктомологического изучения
- 2. Классификация потерпевших.
- Исходя из мотивации личности можно классифицировать тип поведения потерпевшего
- 3. Виктимологическая профилактика.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Предупреждение преступности.
- Понятие и система предупреждения преступности.
- Классификация мер профилактики преступлений.
- Уровни предупреждения преступности
- Классификация субъектов предупреждения преступности.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 10. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
- Понятие, виды и методы криминологического прогнозирования.
- Криминологическое планирование борьбы с преступностью.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Словарь криминологических терминов
- Шевченко Владимир Михайлович