8.Единство государственной власти и ее разделение на ветви
Государственная власть едина и суверенна, объединяет ее, прежде всего —конституция и законы, на основании которых она исполняет свои функции. И.А. Ильин писал, что единство государственной власти следует понимать не в смысле единства органов или неразделимости их функций, а в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого права. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (ветви власти) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного государственного правления. Теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Впервые эту идею выразил английский философ Локк. Наиболее последовательно разрабатывал эту теорию Монтескье. Идеи Монтескье были подхвачены и развиты.
Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.
Практически во всех демократических странах каждая из властей имеет определенный круг полномочий: законодательная власть —устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти; исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде; судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.
- Краткое изложение вопросов к дифференцированному зачёту по дисциплине «правоведение»
- 1.Общие принципы и закономерности возникновения государства и права
- 2.Понятие государства. Плюрализм взглядов
- 3.Признаки государства
- 4.Понятие и разновидности форм государства
- 5.Политико-правовой режим, понятия и основная классификация
- 6.Типы государства и права
- 7.Государственная власть как разновидность социальной власти. Ее суверенные свойства
- 8.Единство государственной власти и ее разделение на ветви
- 9.Законодательная, исполнительная и судебная власти
- 10.Способы и формы осуществления государственной власти
- 11.Понятие государственного суверенитета
- 12.Эволюция формы российского государства и права
- 13.Теория права. Понятие, предмет, методы изучения
- 14.Понятие права. Признаки, функции, ценность
- 15.Действие права. Правовое регулирование
- 16.Источники (формы) права
- 17.Понятие правовых норм, их структура и виды
- 18.Нормотворчество, юридическая техника
- Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.
- 19. Действие нормативно-правовых актов и их систематизация
- 20.Система права. Публичное и частное право
- 21.Понятия, признаки и виды правоотношений
- 22.Содержание правоотношений
- 23.Субъекты и объекты правоотношений
- 24.Юридические факты, понятия и виды
- 25.Законность и правопорядок
- 26.Понятие правонарушения, его сущность и состав
- 27.Виды правонарушений
- 28.Юридическая ответственность. Понятие, признаки, принципы и виды
- 29.Типология правовых систем
- 30.Романо-германская правовая система
- 31.Англо-американская правовая система
- 32.Конституционное право как отрасль права
- 33.Основы конституционного строя россии
- 34.Органы государственной власти
- 35.Правовой статус человека и гражданина
- 36.Административное право как отрасль права. Сущность, система, источники
- 37.Административная власть и административная служба
- 38.Административная ответственность граждан
- 39.Основы трудового права. Источники, субъекты, принципы
- 40.Правовое регулирование вопросов трудоустройства
- 41.Коллективный договор и соглашение
- 42.Трудовой договор (контракт)
- 43.Правовое регулирование времени работы и отдыха
- 44.Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение
- 45.Трудовые споры
- 46.Понятие граждансткого права как отрасли права, источники, принципы
- 47.Гражданско-правовые отношения, содержание, объекты и субъекты
- 48.Гражданско-правовая ответственность
- 49.Основы права собственности
- 50.Основы обязательственного права
- 51.Основы авторского права
- 52.Основы наследственного права
- 53.Семейное право. Семейные правоотношения
- 54.Брак как институт семейного права. Брачный контракт
- 55.Права и обязанности супругов
- 56.Права и обязанности родителей и детей
- 57.Алиментные обязательства
- 58.Уголовное право как отрасль права
- 59.Преступление, понятие и виды
- 60.Уголовная ответственность. Наказание