logo
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВОПРОСОВ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ

40.Правовое регулирование вопросов трудоустройства

До недавнего времени (в советское время) в основе правового регулирования вопросов трудоустройства господствовал принцип полной (поголовной) занятости, на основе конституционной обязанности для всех трудиться.

На смену плановому распределению трудовых ресурсов советского времени приходит правовое регулирование на основе:

В широком смысле занятость означает все виды полезной законной деятельности, приносящей заработок. К занятому населению относятся:

Как видно из этого любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая закону, признается легальной занятостью. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или другим основания, приносящая доход. Специфическим признаком всех форм трудовой деятельности является, как правило, включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные для работающих в законах. За пределами указанного списка оказались граждане, выполняющие полезные для общества функции, не приносящие дохода (женщины-домохозяйки, ухаживающие за больными членами семьи). Занятому населению противопоставляется — незанятое: несовершеннолетние, неработающие пенсионеры и инвалиды, трудоспособные граждане не занятые трудом. Последняя категория объединяет как лиц способных к труду, но не желающих трудиться (бомжи, преступники, наркоманы и т.д.), так и тех, кто временно не работает по каким-то причинам и ищет работу (безработные). Численность безработных с каждым годом растет, и это представляет собой огромную социальную проблему, решить которую нельзя без правового регулирования вопросов занятости. Правовое регулирование вопросов занятости осуществляется по следующим направлениям:

  1. закрепление принципов государственной политики в области занятости на основе принципа свободы труда, свободы передвижения в целях поиска работы, как по территории страны, так и за пределами;

  2. установление мер социальной защиты незанятого населения, определение правового статуса безработного, включая выплату пособий;

  3. формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, законодательное закрепление их компетенции, нормативное регулирование их взаимоотношений с гражданами и хозяйствующими субъектами (предприятиями, имеющими рабочие места), стимулирование создания новых рабочих мест;

  4. установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство, определение прав и обязанностей участников процесса трудоустройства, установление мер юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии. Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными, б) не имеют работы и заработка, в) зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы, г) готовы приступить к работе.

Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции, б) гарантии реализации прав граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение, в) регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений по трудоустройству, г) установление особенностей трудоустройство для отдельных категорий граждан. В обеспечение занятости участвуют государственные органы общие и специальные. Общее руководство осуществляют Министерство труда РФ и субъектов федерации. Специальным органом выступает Федеральная государственная служба занятости и службы занятости субъектов. Для финансирования создан Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов. Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий: