40.Правовое регулирование вопросов трудоустройства
До недавнего времени (в советское время) в основе правового регулирования вопросов трудоустройства господствовал принцип полной (поголовной) занятости, на основе конституционной обязанности для всех трудиться.
На смену плановому распределению трудовых ресурсов советского времени приходит правовое регулирование на основе:
-
баланса спроса и предложения рабочей силы,
-
не допустимости принудительного труда,
-
свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
В широком смысле занятость означает все виды полезной законной деятельности, приносящей заработок. К занятому населению относятся:
-
граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица занятые индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов,
-
проходящие службу в армии, в правоохранительных органах,
-
обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на очных отделениях высших, средних, специальных и других учебных заведениях.
Как видно из этого любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая закону, признается легальной занятостью. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или другим основания, приносящая доход. Специфическим признаком всех форм трудовой деятельности является, как правило, включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные для работающих в законах. За пределами указанного списка оказались граждане, выполняющие полезные для общества функции, не приносящие дохода (женщины-домохозяйки, ухаживающие за больными членами семьи). Занятому населению противопоставляется — незанятое: несовершеннолетние, неработающие пенсионеры и инвалиды, трудоспособные граждане не занятые трудом. Последняя категория объединяет как лиц способных к труду, но не желающих трудиться (бомжи, преступники, наркоманы и т.д.), так и тех, кто временно не работает по каким-то причинам и ищет работу (безработные). Численность безработных с каждым годом растет, и это представляет собой огромную социальную проблему, решить которую нельзя без правового регулирования вопросов занятости. Правовое регулирование вопросов занятости осуществляется по следующим направлениям:
-
закрепление принципов государственной политики в области занятости на основе принципа свободы труда, свободы передвижения в целях поиска работы, как по территории страны, так и за пределами;
-
установление мер социальной защиты незанятого населения, определение правового статуса безработного, включая выплату пособий;
-
формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, законодательное закрепление их компетенции, нормативное регулирование их взаимоотношений с гражданами и хозяйствующими субъектами (предприятиями, имеющими рабочие места), стимулирование создания новых рабочих мест;
-
установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство, определение прав и обязанностей участников процесса трудоустройства, установление мер юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии. Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными, б) не имеют работы и заработка, в) зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы, г) готовы приступить к работе.
Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции, б) гарантии реализации прав граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение, в) регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений по трудоустройству, г) установление особенностей трудоустройство для отдельных категорий граждан. В обеспечение занятости участвуют государственные органы общие и специальные. Общее руководство осуществляют Министерство труда РФ и субъектов федерации. Специальным органом выступает Федеральная государственная служба занятости и службы занятости субъектов. Для финансирования создан Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов. Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий:
-
Первая стадия — обращение гражданина в службу трудоустройства за содействием в получении работы. В результате возникает правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставление ему подходящей работы, а в случае отсутствия такой — направления на профессиональную переподготовку или выплаты пособия по безработице по правилам и нормам, установленным законом. Он заканчивается выдачей направления на работу или обучение.
-
Вторая стадия — заключение трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением. На этом этапе возникают правоотношения между органами службы занятости и предприятием (учебным заведением). Служба занятости может запрашивать у предприятий информацию о рабочих местах. Она обязана оказывать помощь гражданам в подборе работы, с другой стороны — оказывать помощь работодателю в подборе кадров. Но работодатель волен выбирать и нанимать тех, кто обращается самостоятельно. Могут быть установлены квоты для принятия определенных категорий граждан (требующих социальную защиту). Отказ в приеме работы таких направляемых категорий граждан запрещен, в случае отказа можно обжаловать решение в судебном порядке.
- Краткое изложение вопросов к дифференцированному зачёту по дисциплине «правоведение»
- 1.Общие принципы и закономерности возникновения государства и права
- 2.Понятие государства. Плюрализм взглядов
- 3.Признаки государства
- 4.Понятие и разновидности форм государства
- 5.Политико-правовой режим, понятия и основная классификация
- 6.Типы государства и права
- 7.Государственная власть как разновидность социальной власти. Ее суверенные свойства
- 8.Единство государственной власти и ее разделение на ветви
- 9.Законодательная, исполнительная и судебная власти
- 10.Способы и формы осуществления государственной власти
- 11.Понятие государственного суверенитета
- 12.Эволюция формы российского государства и права
- 13.Теория права. Понятие, предмет, методы изучения
- 14.Понятие права. Признаки, функции, ценность
- 15.Действие права. Правовое регулирование
- 16.Источники (формы) права
- 17.Понятие правовых норм, их структура и виды
- 18.Нормотворчество, юридическая техника
- Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.
- 19. Действие нормативно-правовых актов и их систематизация
- 20.Система права. Публичное и частное право
- 21.Понятия, признаки и виды правоотношений
- 22.Содержание правоотношений
- 23.Субъекты и объекты правоотношений
- 24.Юридические факты, понятия и виды
- 25.Законность и правопорядок
- 26.Понятие правонарушения, его сущность и состав
- 27.Виды правонарушений
- 28.Юридическая ответственность. Понятие, признаки, принципы и виды
- 29.Типология правовых систем
- 30.Романо-германская правовая система
- 31.Англо-американская правовая система
- 32.Конституционное право как отрасль права
- 33.Основы конституционного строя россии
- 34.Органы государственной власти
- 35.Правовой статус человека и гражданина
- 36.Административное право как отрасль права. Сущность, система, источники
- 37.Административная власть и административная служба
- 38.Административная ответственность граждан
- 39.Основы трудового права. Источники, субъекты, принципы
- 40.Правовое регулирование вопросов трудоустройства
- 41.Коллективный договор и соглашение
- 42.Трудовой договор (контракт)
- 43.Правовое регулирование времени работы и отдыха
- 44.Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение
- 45.Трудовые споры
- 46.Понятие граждансткого права как отрасли права, источники, принципы
- 47.Гражданско-правовые отношения, содержание, объекты и субъекты
- 48.Гражданско-правовая ответственность
- 49.Основы права собственности
- 50.Основы обязательственного права
- 51.Основы авторского права
- 52.Основы наследственного права
- 53.Семейное право. Семейные правоотношения
- 54.Брак как институт семейного права. Брачный контракт
- 55.Права и обязанности супругов
- 56.Права и обязанности родителей и детей
- 57.Алиментные обязательства
- 58.Уголовное право как отрасль права
- 59.Преступление, понятие и виды
- 60.Уголовная ответственность. Наказание