logo
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВОПРОСОВ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ

1.Общие принципы и закономерности возникновения государства и права

История человеческого общества начинается с первобытнообщинного строя. Основой организации того общества была община — род, племя, их объединения. Родовая община — это объединение людей на основе кровного родства. Люди в нем объединялись не по территориальному признаку, они могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, она исходил от рода. Роды входили в племя, которые могли объединяться в союзы. Общими делами руководил совет, в который входили старейшины и военачальники. В то время действовали определенные правила поведения — социальные нормы. Такими нормами были — обычаи. Они регулировали отношения индивидов в процессе труда, быта и семейных отношениях. С совершенствованием орудий труда и навыков — повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование привело к появлению избыточного продукта труда, что в свою очередь привело к возникновению частной собственности и еще более разнообразило и усложнило общественные отношения. В новых экономических условиях родоплеменная организация и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация общества и нормы регулирования общественных отношений. Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. Государство — это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Первой формой государства явилось рабовладельческое государство. Структура государства соответствовала уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения государства (естественно-правовая или договорная, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Но, что является основной закономерностью это то, что государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. С развитием обществ обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходили на задний план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения. Существует множество взглядов на происхождение и сущность права: право — это мера свободы, право — это согласование произвола одного с произволом другого, право — это государственный интерес и т.д. Но что, несомненно: право — результат общественного развития. Древнейшие правовые системы были тесно вязаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый государством и жрецами. Например, в Древней Индии основным источником права были и остаются до сих пор религиозные книги — веды. Большую роль в становлении права сыграли судебные органы, на заре цивилизации ими были жреческие организации либо верховные правители. Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы права получили закрепление в законах верховной власти — царя, короля, князя, народного собрания и т.д. (в каждом обществе по-разному). С помощью законов стало возможно разрешение споров и предупреждение междоусобиц в обществе.

Таким образом, закономерным является то, что право является продуктом общественного развития, возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.