3.2. Виды административно-юрисдикционных производств
Действующим административным правом закреплен порядок разрешения индивидуальных дел, в основе которых лежит конкретный спор о праве.
Наиболее ярко выраженными вариантами такого вида административно-юрисдикционных производств являются: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по жалобам.
Производство по делам об административных правонарушениях в силу своей максимальной оснащенности кодифицированным правовым актом - Кодексом об административных правонарушениях, а также ввиду его наиболее развернутой процессуальной характеристики целесообразно специально рассмотреть в следующей главе настоящего учебника.
Сейчас обратим внимание на особенности иных видов административно-юрисдикционного производства.
Дисциплинарное производство. Здесь суть заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государственных служащих речь идет о совершении ими служебных проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности).
Производство по наложению дисциплинарных взысканий на служащих в настоящее время регламентировано многими нормативными правовыми актами, что предопределено наличием различных форм государственно-служебных отношений (собственно государственная служба, военная служба и правоохранительная служба). Кроме того, на государственных служащих распространяются в соответствующих случаях нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Важное значение для правового регулирования дисциплинарного производства имеет Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996 г.
Общее, что характерно для дисциплинарного производства, независимо от специфического характера службы заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.
Порядок дисциплинарного производства в обобщенном виде следующий. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало об этом известно.
До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть получено письменное объяснение, а также обеспечена возможность личного приема привлекаемого к ответственности руководителем.
Государственный служащий, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.
При необходимости проводится служебная проверка (расследование) указанных в объяснениях сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Возможно также проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а при расследовании (проверке) - не позднее одного года со дня его совершения. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка. Не может быть наложено дисциплинарное взыскание за деяния, совершение которых наказуемо в ином порядке.
Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку. В военизированных службах взыскание может быть объявлено перед строем или на совещании.
Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Руководитель, применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по ходатайству трудового коллектива при условии добросовестного поведения работника. Меры поощрения во время действия взыскания не применяются.
Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.
Приказ (решение) о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжалован по команде (административный порядок) или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.
Производство по жалобам. Жалобы всегда связаны с мнением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов. Для установления правомерности либо необоснованности такого рода акций граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав и предусматривается специальное производство. Его предметом является прямо выраженный спор о праве административном.
Нормативный правовой материал по этому виду производства чрезвычайно разобщенный. Конституция РФ предусматривает лишь судебное обжалование решений и действий (или бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Но существует и административный порядок обжалования этих же действий и решений.
Он в самой общей форме определяется действующим и в наши дни Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. Конституция РФ, не говоря прямо о жалобах граждан, адресуемых в административном порядке, тем не менее закрепляет их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33). Очевидно, что жалоба является одной из форм подобного обращения.
Общие правила административного производства по жалобам следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему (нижестоящего) должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. В некоторых случаях предусматривается обжалование по команде, т.е. через то должностное лицо, чьи действия обжалуются; последний обязан передать ее в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями (например, это установлено для военнослужащих). Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.
Для рассмотрения жалобы установлен месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для некоторых категорий граждан установлены более короткие сроки разрешения их жалоб (например, жалобы военнослужащих разрешаются в семидневный срок).
Жалоба подлежит проверке, т.е. требуется расследование, изучение содержащихся в ней сведений. При необходимости в дополнительной проверке ее рассмотрение может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев. В подобных случаях для проверки изложенных в жалобе фактов может назначаться ответственный работник, который истребует все необходимые для вынесения объективного решения материалы. Решение по жалобе должно быть мотивированным и своевременно сообщаться гражданину.
Если гражданин не согласен с решением по жалобе, т.е. она не удовлетворена, он вправе обжаловать это решение в вышестоящий исполнительный орган или в суд.
Нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан влечет за собой дисциплинарную ответственность должностных лиц.
Решение по жалобе в пользу заявителя, по общему правилу, влечет за собой отмену или изменение обжалованного действия (решения), а также ответственность должностного лица, чьи действия были признаны в административном или судебном порядке неправильными.
- Лекция 1 административно-процессуальная деятельность
- 1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 1. 2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Лекция 2 административно-процедурное производство
- 2.1. Сущность процедурного производства
- 2. 2. Виды процедурных производств
- Лекция 3 административная юрисдикция
- 3.1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор
- 3.2. Виды административно-юрисдикционных производств
- Лекция 4 порядок и содержание применения административной ответственности
- 4.1. Понятие административной ответственности
- 4.2. Освобождение от административной ответственности
- 4.3. Административная ответственность юридических лиц
- Лекция 5. Административное наказание
- 5.1. Понятие и цели административного наказания
- 5.2. Виды административных наказаний
- 5.3. Назначение административного наказания
- 5.4. Эффективность административных наказаний
- Лекция 6 производство по делам об административных правонарушениях
- 6.1. Общие положения
- 6. 2. Участники производства
- Лекция 7 предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 7.1. Предмет доказывания.
- 7.2. Доказательства
- 7.3 Оценка доказательств
- Лекция 8 применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 8.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- 8.2. Виды мер обеспечения
- Лекция 9 . Судьи, органы и должностные лица,
- 9. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 9.3. Органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Органы внутренних дел (милиция) ( Ст.23.3 КоАп рф)
- Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы( Ст.23.4 КоАп рф)
- Налоговые органы( Ст.23.5 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере( Ст.23.6 КоАп рф)
- Таможенные органы ( ст.23.8 КоАп)
- Органы экспортного контроля (ст.23.9)
- Пограничные органы (ст.23.10)
- Военные комиссары( 23.11)
- Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (Ст. 23.12 КоАп рф )
- Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (23.13)
- Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст.23.14)
- Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (ст.23.15)
- Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений (Ст. 23.16)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве ( ст. 23.17)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст.23.18)
- Государственные семенные инспекции( ст.23.19)
- Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель (ст. 23.20)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель(ст. 23.21)
- Органы, осуществляющие государственный геологический контроль(ст. 23.22)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов(ст. 23.23 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда(ст. 23.24 КоАп рф)
- Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 23.25 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (ст. 23.26)
- Органы рыбоохраны(ст. 23.27 КоАп рф)
- Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды(ч. 1 ст. 23.28 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАп рф)
- Органы государственного энергетического надзора(ст. 23.30 КоАп рф)
- Органы государственного горного и промышленного надзора(ст. 23.31 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии (23.33 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор(ст. 23.34 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (ст. 23.35 КоАп рф)
- Органы российской транспортной инспекции(ст. 23.36 КоАп рф)
- Органы морского транспорта(ст. 23.38 КоАп рф)
- Органы внутреннего водного транспорта(ст. 23.39 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по маломерным судам(ст. 23.40 КоАп рф)
- Органы железнодорожного транспорта(ст. 23.41 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации(ст. 23.42 КоАп рф)
- Органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(ст. 23.43 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией(ст. 23.44 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг(ст. 23.47 КоАп рф)
- Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы (. 23.48 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей(ст. 23.49 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(ст. 23.50 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования(ст. 23.51 КоАп рф)
- Органы стандартизации, метрологии и сертификации(ст. 23.52 КоАп рф)
- Органы государственного статистического учета(ст. 23.53 КоАп рф)
- Органы государственной жилищной инспекции(ст. 23.55 КоАп рф)
- Органы государственного архитектурно-строительного надзора ()
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия(ст. 23.57 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов (ст. 23.58 КоАп рф)
- Органы регулирования естественных монополий(ст. 23.59КоАп рф)
- Органы и агенты валютного контроля(ст. 23.60 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей(ст. 23.61 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма(ст. 23.62 КоАп рф)
- Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64 КоАп рф)
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАп рф)
- Лекция 10. Возбуждение дела об административном правонарушении
- 10.1 Назначение стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- 10.2. Протокол об административном правонарушении
- 10.3. Административное расследование
- 10.4 Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
- 10.5 Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
- Лекция 11 . Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 11.1 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.2. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.3. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.4. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.5. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.7 Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- 11.8. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
- Лекция 12 пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- 12.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.3 Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 12.4 Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.5. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.6. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.7. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.8. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
- 12.9.Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
- Лекция 13 исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Общие положения
- 13.2. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
- 13.3. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 13.4 Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
- 13.5. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
- 13.6. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания
- 13.7. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний