9.3. Органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Органы внутренних дел (милиция) ( Ст.23.3 КоАп рф)
В гл. 27 КоАП РФ непосредственно закреплены полномочия должностных лиц органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В статье 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) определено, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных указанным Законом и другими федеральными законами. Там же установлено, что милиция входит в систему МВД России.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона РФ "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О милиции" милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности; в своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
Как установлено ст. 8 Закона РФ "О милиции", основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей; криминальная милиция является органом дознания.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О милиции" основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности; милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей; милиция общественной безопасности является органом дознания.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О милиции" к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ.
Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел РФ" утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ.
Согласно п. 1 указанного Положения МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Там же установлено, что руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.
В соответствии с п. 2 Положения МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
В подпункте 4 п. 3 Положения в качестве одной из основных задач МВД России указано предупреждение и пресечение административных правонарушений. Согласно подп. 12 п. 8 Положения в полномочия МВД России входит организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск.
Назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД России, порядок выполнения ими возложенных задач определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ", согласно ст. 1 которого внутренние войска МВД России входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" утверждены:
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (приведен в приложении N 1 к приказу);
Перечень должностных лиц системы Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (приведен в приложении N 2 к приказу);
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных осуществлять административное задержание (приведен в приложении N 3 к приказу).
Приведенный в приложении N 1 к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, включает в себя следующее (табл. 1).
- Лекция 1 административно-процессуальная деятельность
- 1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 1. 2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Лекция 2 административно-процедурное производство
- 2.1. Сущность процедурного производства
- 2. 2. Виды процедурных производств
- Лекция 3 административная юрисдикция
- 3.1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор
- 3.2. Виды административно-юрисдикционных производств
- Лекция 4 порядок и содержание применения административной ответственности
- 4.1. Понятие административной ответственности
- 4.2. Освобождение от административной ответственности
- 4.3. Административная ответственность юридических лиц
- Лекция 5. Административное наказание
- 5.1. Понятие и цели административного наказания
- 5.2. Виды административных наказаний
- 5.3. Назначение административного наказания
- 5.4. Эффективность административных наказаний
- Лекция 6 производство по делам об административных правонарушениях
- 6.1. Общие положения
- 6. 2. Участники производства
- Лекция 7 предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 7.1. Предмет доказывания.
- 7.2. Доказательства
- 7.3 Оценка доказательств
- Лекция 8 применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 8.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- 8.2. Виды мер обеспечения
- Лекция 9 . Судьи, органы и должностные лица,
- 9. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 9.3. Органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Органы внутренних дел (милиция) ( Ст.23.3 КоАп рф)
- Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы( Ст.23.4 КоАп рф)
- Налоговые органы( Ст.23.5 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере( Ст.23.6 КоАп рф)
- Таможенные органы ( ст.23.8 КоАп)
- Органы экспортного контроля (ст.23.9)
- Пограничные органы (ст.23.10)
- Военные комиссары( 23.11)
- Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (Ст. 23.12 КоАп рф )
- Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (23.13)
- Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст.23.14)
- Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (ст.23.15)
- Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений (Ст. 23.16)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве ( ст. 23.17)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст.23.18)
- Государственные семенные инспекции( ст.23.19)
- Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель (ст. 23.20)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель(ст. 23.21)
- Органы, осуществляющие государственный геологический контроль(ст. 23.22)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов(ст. 23.23 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда(ст. 23.24 КоАп рф)
- Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 23.25 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (ст. 23.26)
- Органы рыбоохраны(ст. 23.27 КоАп рф)
- Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды(ч. 1 ст. 23.28 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАп рф)
- Органы государственного энергетического надзора(ст. 23.30 КоАп рф)
- Органы государственного горного и промышленного надзора(ст. 23.31 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии (23.33 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор(ст. 23.34 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (ст. 23.35 КоАп рф)
- Органы российской транспортной инспекции(ст. 23.36 КоАп рф)
- Органы морского транспорта(ст. 23.38 КоАп рф)
- Органы внутреннего водного транспорта(ст. 23.39 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по маломерным судам(ст. 23.40 КоАп рф)
- Органы железнодорожного транспорта(ст. 23.41 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации(ст. 23.42 КоАп рф)
- Органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(ст. 23.43 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией(ст. 23.44 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг(ст. 23.47 КоАп рф)
- Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы (. 23.48 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей(ст. 23.49 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(ст. 23.50 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования(ст. 23.51 КоАп рф)
- Органы стандартизации, метрологии и сертификации(ст. 23.52 КоАп рф)
- Органы государственного статистического учета(ст. 23.53 КоАп рф)
- Органы государственной жилищной инспекции(ст. 23.55 КоАп рф)
- Органы государственного архитектурно-строительного надзора ()
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия(ст. 23.57 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов (ст. 23.58 КоАп рф)
- Органы регулирования естественных монополий(ст. 23.59КоАп рф)
- Органы и агенты валютного контроля(ст. 23.60 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей(ст. 23.61 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма(ст. 23.62 КоАп рф)
- Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64 КоАп рф)
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАп рф)
- Лекция 10. Возбуждение дела об административном правонарушении
- 10.1 Назначение стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- 10.2. Протокол об административном правонарушении
- 10.3. Административное расследование
- 10.4 Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
- 10.5 Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
- Лекция 11 . Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 11.1 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.2. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.3. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.4. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.5. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.7 Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- 11.8. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
- Лекция 12 пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- 12.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.3 Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 12.4 Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.5. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.6. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.7. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.8. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
- 12.9.Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
- Лекция 13 исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Общие положения
- 13.2. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
- 13.3. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 13.4 Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
- 13.5. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
- 13.6. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания
- 13.7. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний