7.3 Оценка доказательств
Процесс доказывания завершается оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела об административном правонарушении.
Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.
Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем она регламентирована КоАП. Основное правило и одновременно принцип административного процесса - оценка происходит по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, члена коллегиального органа. Это означает, что, во-первых, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (при этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил); во-вторых, никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.
Вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, доказанности тех или иных обстоятельств решается уполномоченными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Так, при проверке и оценке протоколов учитывается, насколько они корреспондируются с другими доказательствами, устанавливаются правовая логичность соответствующих протоколов, наличие данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение установленных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.
Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.
При оценке экспертного заключения особое внимание обращается на соблюдение всех требований этой процессуальной процедуры, на полноту и точность ответов эксперта на все поставленные вопросы; на соответствие описанных в заключении промежуточных результатов исследований конечным выводом эксперта. При оценке содержания выводов экспертизы учитываются сведения, которые эксперт привел в порядке экспертной инициативы. Проверяется, соответствует ли компетенция эксперта порученному исследованию, не превысил ли ее эксперт, пытаясь разрешить юридические вопросы, в частности касающиеся квалификации правонарушения, виновности определенного лица.
При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностного лица или государственных органов, организаций права на выдачу таких документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, опрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяются подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.
При оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, он лишается доказательственного значения. Учитывается возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков, а также возможность их уничтожения.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает соблюдение следующих требований: 1) внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; 2) при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.
Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективное основание. Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, мотивировать свой вывод в постановлении по существу, ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.
Связанность законом при оценке доказательств проявляется прежде всего при оценке допустимости доказательств, поскольку именно в этом вопросе никакой свободы быть не может.
Оценка относимости доказательств имеет смешанную природу, поскольку содержит как формальные, так и содержательные моменты. В законе определены обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по делу. И в этом случае доказательства, содержащие сведения об этих обстоятельствах, являются безусловно относимыми. Для констатации этого не требуется никакого внутреннего убеждения: следует руководствоваться только законом. Иначе обстоит дело с косвенными доказательствами. Их связь с административным правонарушением не всегда очевидна, нередко подлежит тщательной проверке и оценивается без каких-то заранее установленных формальных правил, т.е. на основе внутреннего убеждения.
- Лекция 1 административно-процессуальная деятельность
- 1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 1. 2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Лекция 2 административно-процедурное производство
- 2.1. Сущность процедурного производства
- 2. 2. Виды процедурных производств
- Лекция 3 административная юрисдикция
- 3.1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор
- 3.2. Виды административно-юрисдикционных производств
- Лекция 4 порядок и содержание применения административной ответственности
- 4.1. Понятие административной ответственности
- 4.2. Освобождение от административной ответственности
- 4.3. Административная ответственность юридических лиц
- Лекция 5. Административное наказание
- 5.1. Понятие и цели административного наказания
- 5.2. Виды административных наказаний
- 5.3. Назначение административного наказания
- 5.4. Эффективность административных наказаний
- Лекция 6 производство по делам об административных правонарушениях
- 6.1. Общие положения
- 6. 2. Участники производства
- Лекция 7 предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.
- 7.1. Предмет доказывания.
- 7.2. Доказательства
- 7.3 Оценка доказательств
- Лекция 8 применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 8.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- 8.2. Виды мер обеспечения
- Лекция 9 . Судьи, органы и должностные лица,
- 9. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 9.3. Органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Органы внутренних дел (милиция) ( Ст.23.3 КоАп рф)
- Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы( Ст.23.4 КоАп рф)
- Налоговые органы( Ст.23.5 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере( Ст.23.6 КоАп рф)
- Таможенные органы ( ст.23.8 КоАп)
- Органы экспортного контроля (ст.23.9)
- Пограничные органы (ст.23.10)
- Военные комиссары( 23.11)
- Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (Ст. 23.12 КоАп рф )
- Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (23.13)
- Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст.23.14)
- Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (ст.23.15)
- Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений (Ст. 23.16)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве ( ст. 23.17)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст.23.18)
- Государственные семенные инспекции( ст.23.19)
- Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель (ст. 23.20)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель(ст. 23.21)
- Органы, осуществляющие государственный геологический контроль(ст. 23.22)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов(ст. 23.23 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда(ст. 23.24 КоАп рф)
- Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 23.25 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (ст. 23.26)
- Органы рыбоохраны(ст. 23.27 КоАп рф)
- Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды(ч. 1 ст. 23.28 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАп рф)
- Органы государственного энергетического надзора(ст. 23.30 КоАп рф)
- Органы государственного горного и промышленного надзора(ст. 23.31 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии (23.33 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор(ст. 23.34 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (ст. 23.35 КоАп рф)
- Органы российской транспортной инспекции(ст. 23.36 КоАп рф)
- Органы морского транспорта(ст. 23.38 КоАп рф)
- Органы внутреннего водного транспорта(ст. 23.39 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по маломерным судам(ст. 23.40 КоАп рф)
- Органы железнодорожного транспорта(ст. 23.41 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации(ст. 23.42 КоАп рф)
- Органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(ст. 23.43 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией(ст. 23.44 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАп рф)
- Органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг(ст. 23.47 КоАп рф)
- Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы (. 23.48 КоАп рф)
- Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей(ст. 23.49 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(ст. 23.50 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования(ст. 23.51 КоАп рф)
- Органы стандартизации, метрологии и сертификации(ст. 23.52 КоАп рф)
- Органы государственного статистического учета(ст. 23.53 КоАп рф)
- Органы государственной жилищной инспекции(ст. 23.55 КоАп рф)
- Органы государственного архитектурно-строительного надзора ()
- Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия(ст. 23.57 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов (ст. 23.58 КоАп рф)
- Органы регулирования естественных монополий(ст. 23.59КоАп рф)
- Органы и агенты валютного контроля(ст. 23.60 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей(ст. 23.61 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма(ст. 23.62 КоАп рф)
- Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63 КоАп рф)
- Органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64 КоАп рф)
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАп рф)
- Лекция 10. Возбуждение дела об административном правонарушении
- 10.1 Назначение стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- 10.2. Протокол об административном правонарушении
- 10.3. Административное расследование
- 10.4 Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
- 10.5 Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
- Лекция 11 . Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 11.1 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.2. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 11.3. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.4. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.5. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- 11.7 Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- 11.8. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
- Лекция 12 пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- 12.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.3 Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 12.4 Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.5. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.6. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.7. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 12.8. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
- 12.9.Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
- Лекция 13 исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Общие положения
- 13.2. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
- 13.3. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 13.4 Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
- 13.5. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
- 13.6. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания
- 13.7. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний