logo search
kurs_lektsiy_po_kvalifikatsii_prestupleniy

Особенности квалификации инсценировки получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа

Инсценировка получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа (ст. 396 УК) по своей сути является имитацией преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 252, 430 и 433 УК. Передача должностному лицу, работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом, или работнику индивидуального предпринимателя либо юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера при наличии цели искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа создают видимость получения соответствующим лицом незаконного вознаграждения. До внесения в ст. 396 УК изменений Законом Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 42-З обязательным условием инсценировки было отсутствие согласия должностного лица или соответствующего работника на осуществление в их адрес акта имущественного характера. Есть основания полагать, что исключение данного условия из ст. 396 УК не изменяет содержания объективной стороны данного преступления. По своей природе и направленности инсценировка соответствующего преступления исключает какую-либо реакцию со стороны должностного лица или соответствующего работника. Инсценировка всегда осуществляется не только без согласия, но и без ведома соответствующего лица.

Передача (подбрасывание) должностному лицу или соответствующему работнику денег, ценных бумаг, иного имущества или оказание услуги имущественного характера при отсутствии цели искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа исключает квалификацию содеянного по ст. 396 УК.

Отличие преступления, ответственность за которое

предусмотрена ст. 396 УК от провокации получения взятки

незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа

Провокационные действия могут быть выражены в склонении должностного лица или работника индивидуального предпринимателя либо юридического лица к получению незаконного вознаграждения. Поведение провокатора направлено на то, чтобы добиться согласия у этих лиц на получение вознаграждения. При инсценировке имеет место создание видимости (имитация) получения взятки, принятия незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа без согласия и ведома указанных лиц.

Возбуждение у должностного лица или соответствующего работника решимости получить незаконное вознаграждение с целью дальнейшего изобличения этого лица или шантажа (провокация) должно квалифицироваться как подстрекательство к получению взятки, либо соответственно к принятию незаконного вознаграждения или к коммерческому подкупу.

Подобным образом должны квалифицироваться и провоцирующие действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или лиц, оказывающим им содействие на конфиденциальной основе. В частности, такие ситуации могут возникать при проведении оперативного эксперимента. Оперативный эксперимент как оперативно-розыскное мероприятие должен осуществляться в строгом соответствии с законом. При этом он должен проводиться таким образом, чтобы у лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, оставалась свобода выбора между преступным и правомерным поведением. Если при проведении оперативного эксперимента со стороны лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, совершаются инициативные действия, побуждающие соответствующее лицо получить незаконное вознаграждение, то такой эксперимент превращается в провокацию преступления.

В случае если при проведении оперативного эксперимента провокационные действия имеют место со стороны должностных лиц правоохранительных органов, содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 426 УК.