logo
kurs_lektsiy_po_kvalifikatsii_prestupleniy

§ 2. Философские аспекты процесса квалификации преступлений

Методология квалификации преступлений представляет собой систему правил и принципов организации и построения профессионально-практической деятельности относительно уголовно-правовой оценки совершенного преступления. Правила познания происшедшего события и уголовно-правовой нормы, распространяющей свое действие на это событие, базируются на основополагающих идеях философии.

В доктрине философскую основу квалификации преступлений изначально рассматривали в русле диалектического метода познания, ограничивая философское обоснование квалификации преступлений категориями единичного и общего, конкретного и абстрактного, абсолютной и относительной истины.3 Такого подхода в теории квалификации преступлений традиционно придерживаются многие авторы и в настоящее время.4

Нет сомнений в методологической значимости указанных философских категорий в процессе квалификации преступлений. Однако современные философские исследования позволяют в иной плоскости посмотреть на некоторые познавательные приемы. Интеграционные процессы, проявляющиеся в современной правовой культуре, взаимопроникновение средств, методов и идей различных отраслей знания, необходимость понимания права и правоприменения с позиции плюрализма правовых идеологий и синтеза методологий в последнее время вызвали научный интерес к опыту различных философских направлений, в том числе философской герменевтики и феноменологии.

Философская герменевтика и феноменология, сконцентрировав в себе достижения исторически сложившихся герменевтических дисциплин и отдельных научных представлений философов, создала универсальный понятийно-категорийный аппарат, который может быть использован в любой сфере познавательной деятельности. Он может быть применен в качестве методологической основы и для совершенствования гносеологического инструментария теории квалификации преступлений.

Разработанные в рамках философской герменевтики гносеологические процедуры «понимание – интерпретация – аппликация» в процессе квалификации преступлений трансформируются в формулу «понимание – толкование – применение».

Понимание в процессе квалификации преступлений – это познавательная процедура постижения смысла правовой ситуации. Оно включает в себя понимание фактических обстоятельств дела как обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение, и понимание смысла уголовно-правовой нормы. В контексте квалификации преступлений сущность происшедших событий и смысл нормы, которая может быть применена к конкретному случаю, постигаются не только на основе социального опыта, но и существующих в сознании лица, ведущего уголовный процесс, юридических представлений об уголовном праве и знании системы уголовно-правовых норм. При этом в процессе понимания лицо, ведущее уголовный процесс, не просто копирует в своем мышлении социально-правовую реальность, а конструирует ее. В этом смысле социальные значения и смыслы реализуются и существуют только в процессе следственно-судебной практики.

Понимание неразрывно связано с интерпретацией (истолкованием). Авторитетный представитель философской герменевтики Х.-Г. Гадамер рассматривал интерпретацию не как отдельный акт, дополняющий понимание, а как эксплицитную форму понимания (понимание всегда является истолкованием).5 Таким образом, лицо, ведущее уголовный процесс, интерпретируя соответствующие обстоятельства, рассматривает их как возможные источники доказательств и устанавливает, как говорят философы, “интерпретированное бытие”.

На ранних стадиях досудебного производства первоначальное понимание и толкование происшедшего события может выполнять функцию предварительного решения. Правоведы, исследовавшие общие вопросы теории квалификации преступлений, совершенно обоснованно отмечают, что на стадии возбуждения уголовного дела квалификация преступления носит предварительный, ориентировочный характер.6 Восприятие и понимание следователем первоначально полученных данных на стадии возбуждения уголовного дела позволяют ему сделать прогноз: сформулировать версию квалификации преступления.

Процессу понимания способствует важный познавательный герменевтический прием – герменевтический круг. Его суть заключается в том, что понимание части (например, отдельного слова) невозможно без понимания целого (того предложения, в которое это слово входит), но понимание целого, в свою очередь предполагает понимание частей.

Понимание фактических обстоятельств дела и постижение смысла уголовно-правовой нормы представляют собой не два отдельных акта, а единый процесс, который в конечном итоге редуцируется в применении уголовно-правовой нормы.7