logo search
Шпаргалка по экологическому праву

5. Факторы формирования и развития экологического права

Решающими факторами становления и функционирования экологического права являются: во-первых, социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых,государственная экологическая политика (субъективный фактор).

Социально-экологический кризис представляет собой совокупность состояний и изменений окружающей среды, ее компонентов и связей между ними, характеризующуюся стабильным ухудшением и возрастанием угроз человеку и природе. Он оценивается в разных масштабах: как глобальный, национальный, региональный. Выделяют такие проявления социально-экологического кризиса, как истощение природных ресурсов, ухудшение их качества и снижение потребительной ценности, ухудшение условий жизнедеятельности человека, состояния здоровья людей под воздействием факторов среды обитания, возникновение угрозы жизни (живым организмам, включая человека).

В качестве проявления (или направления усугубления) социально-экологического кризиса обозначают:

– разрушение озонового слоя;

– изменение климата;

– гибель тропических лесов;

– повышение уровня вод Мирового океана;

– изменение температурных характеристик в отдельных районах Земли;

– засорение космического пространства;

– загрязнение окружающей среды всех видов, т. е. химическое, радиационное, биологическое;

– исчезновение видов животных и растений, т. е. снижение биоразнообразия;

– ухудшение качества атмосферного воздуха в результате антропогенных нагрузок в промышленных районах и городах и трансграничного переноса вредных веществ;

– снижение запасов пресной воды в отдельных регионах земного шара;

– масштабное потребление невозобновляемых природных ресурсов;

– перепроизводство отходов;

– появление новых заболеваний человека, животных и растений, их генетические изменения и т. п.

Многие из названных факторов осознаны и учитываются при принятии правотворческих и правореализационных решений.

Государственная экологическая политика – это совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств.

Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие экологической функции государства. Это деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощений, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В сфере права в настоящее время государственная экологическая политика РФ характеризуется формированием законодательной и нормативной базы охраны окружающей среды и природопользования, установлением ответственности за нарушение требований экологического правопорядка и безопасности, созданием специализированных природоохранительных и правоохранительных структур, участием в международных и межгосударственных мероприятиях по охране окружающей среды и другими показателями.