85. Чрезвычайное положение
Чрезвычайное положение в российском законодательстве выступаеткак угроза безопасности, специфическая кризисная ситуация, существующая объективно и представляющая угрозу для населения, территорий, хозяйственных и других объектов, окружающей среды и т. д., икак особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах, основывающийся на конституционных нормах и международных обязательствах и устанавливаемый в определенных законом рамках с учетом особенностей и сферы проявления регулируемого кризиса, интересов государства, общества и населения отдельных территорий, граждан.
Режим чрезвычайного положения охватывает как социальные конфликты и кризисы, так и бедствия, вызванные иными причинами (стихийные, экологические, техногенные и пр.).
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» таковой означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, конституционному строю России, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
В частности, это чрезвычайные ситуации природной и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, и том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений и катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение может быть объявлено на всей территории РФ сроком не более 30 дней, в отдельных регионах – не более чем на 60 дней указом Президента РФ с немедленным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы, а также с уведомлением в трехдневный срок Генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, состоящем в отступлении от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, объеме отступлений и причинах решения. Ограничения, допускаемые введением чрезвычайного положения, широки и касаются многих политических, личных и других прав. При этом сохраняют свое действие основные правовые институты (суды, прокуратуры, адвокатуры, формы судопроизводства), а создание чрезвычайных судов, внесудебных органов уголовного судопроизводства запрещается.
Введение и осуществление чрезвычайного положения имеют уголовно-правовое значение. Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения является обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 63 УК РФ).
- Шпаргалка по экологическому праву (fb2) Ольга Сергеевна Кулакова Шпаргалка по экологическому праву
- 1. Понятие экологического права, его особенности
- 2. Экологическая система как объект правового регулирования
- 3. Механизм действия экологического права
- 4. Основные принципы экологического права
- 5. Факторы формирования и развития экологического права
- 6. Источники экологического права
- 7. Конституция рф как источник экологического права
- 8. Экологическая доктрина рф
- 9. Военная и морская доктрины рф
- 10. История экологического права и законодательства
- 11. Объекты экологического права
- 12. Субъекты экологического права
- 13. Государственные органы в сфере обеспечения экологической безопасности
- 14. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан рф
- 15. Информационное обеспечение охраны окружающей среды
- 16. Право собственности на природные ресурсы
- 17. Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы
- 18. Ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы
- 19. Право природопользования: понятие и виды
- 20. Экологическое управление: сущность, функции, методы и принципы
- 21. Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды
- 22. Правовой статус органов Министерства природных ресурсов рф
- 23. Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 25. Экологический мониторинг
- 26. Понятие и виды кадастров
- 27. Регистрационная деятельность в сфере охраны окружающей среды
- 28. Экологический контроль
- 29. Экологическая экспертиза: понятие, виды и порядок проведения
- 30. Экологическое лицензирование
- 31. Экологическое нормирование
- 32. Экологическая стандартизация и сертификация
- 33. Экологические правонарушения: понятие и виды
- 34. Сущность и виды экологических преступлений
- 35. Уголовная ответственность в сфере экологопользования
- 36. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 37. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 38. Гражданско-правовая ответственность
- 39. Объекты и субъекты охраны земель
- 40. Содержание права собственности на землю и права землепользования
- 41. Правовые и организационные средства охраны земель
- 42. Ответственность за нарушение земельного законодательства
- 43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования
- 44. Лесопользование и его виды
- Виды лесопользования
- 45. Правовое регулирование мер по охране лесов
- 46. Ответственность за нарушение лесного законодательства
- 47. Объекты и субъекты водных отношений
- 48. Право собственности на водные ресурсы
- 49. Право водопользования и плата за пользование водными ресурсами
- 50. Водные сервитуты
- 51. Правовая охрана вод
- 52. Ответственность за нарушения водного законодательства
- 53. Объекты правового регулирования в сфере недропользования и их классификация
- 54. Право собственности на недра и право недропользования
- 55. Плата за пользование недрами
- 56. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
- 57. Объекты правовой охраны морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны рф
- 58. Ресурсы морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны
- 59. Охрана континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морской среды
- 60. Животный мир как объект охраны и использования
- 61. Законодательство рф и ее субъектов об охране животного мира
- 62. Правовая охрана животного мира
- 63. Право собственности и право пользования животным миром
- 64. Правовое регулирование охоты
- 65. Правовое регулирование рыболовства
- 66. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира
- 67. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда рф)
- 68. Режим охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий
- 69. Ответственность за нарушение законодательства о заповедной охране
- 70. Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата
- 71. Нормирование как важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха
- 72. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха
- 73. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- 74. Правовой режим поселений, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон
- 75. Объекты правового регулирования обращения с опасными веществами
- 76. Ответственность за нарушения правил обращения с опасными веществами
- 77. Законодательство и государственная экологическая политика в области обращения с отходами
- 78. Понятие и классификация отходов
- 79. Этапы обращения с отходами
- 80. Ответственность за нарушение законодательства об отходах
- 81. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности
- 82. Правовое регулирование экологической безопасности населения и территорий
- 83. Чрезвычайная экологическая ситуация: понятие, классификация
- 84. Экологическое бедствие
- 85. Чрезвычайное положение
- 86. Анализ экологических рисков
- 87. Правовое регулирование торговли окружающей средой
- 88. Источники международного экологического права
- 89. Международное экологическое право: понятие, основные принципы
- 90. Экологическая политика европейского союза: принципы и основные направления
- Оглавление