logo
Шпаргалка по экологическому праву

43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков.

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.