logo search
Учебники / Збинякова Е

8.3 Оценка производственного левериджа

Производственный леверидж является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли.

Известны три основные меры производственного левериджа:

Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют каких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле

TGI – темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);

TQ – темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах).

Путем несложных преобразований формулы ее можно привести к более простому в вычислительном плане виду. Для этого используем вышеприведенные обозначения и иное представление формулы:

или

Отсюда следует, что при изменении объема реализации в натуральных единицах, например, с на соответствующее изменение составит:

Поэтому:

Экономический смысл показателя довольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов.

Коммерческие организации с относительно более высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска. Под последним понимается риск неполучения прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. возможность ситуации, когда предприятие не сможет покрыть свои расходы производственного характера.

Пример.

Проанализировать уровень производственного левериджа трех компаний (А, В, С), если имеются следующие данные:

1

А

В

С

Цена единицы продукции, руб.

Удельные, переменные расходы, руб.

Условно-постоянные расходы, тыс. руб.

3,0

2,0

30,0

3,0

1,5

54,0

3,0

1,2

81,0

Сделаем расчеты для разных вариантов выпуска продукции:

Объем

производства

(единиц)

Реализация;

(руб.)

Полные

издержки

(руб.)

Прибыль до вычета процентов и налогов (руб.)

Компания А

20000

60000

70000

-10000

50000

150000

130000

20000

80000

240000

190000

50000

88000

264000

206000

58000

Компания В

20000

60000

84000

-24000

50000

150000

129000

21000

80000

240000

174000

66000

88000

264000

186000

78000

Компания С

20000

60000

105000

-45000

50000

150000

141000

9000

80000

240000

177000

63000

88000

264000

186600

77400

Рассчитаем точку критического объема продаж для каждой компании:

компания А —-30 тыс. ед.;

компания В — 36 тыс. ед.;

компания С — 45 тыс. ед.

Уровень производственного левериджа при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс. ед.:

Компания А:•

Компания В:

Компания С:

Приведенные расчеты показывают, что наибольшее значение, показателя «уровень производственного левериджа» имеет предприятие С; это же предприятие имеет и больший уровень условно-постоянных расходов, приходящихся на рубль переменных расходов. Так, при объеме производства в 50 000 единиц для компании А этот показатель равен 0,3 (на 100 руб. переменных расходов приходится 30 руб. условно-постоянных расходов); для компании В — 0,72; для компании С — 1,35. Компания С, следовательно, более чувствительна к изменению объемов производства, это видно и по размаху вариации прибыли до вычета процентов и налогов при варьировании объема производства.

Экономический смысл показателя «уровень производственного левериджа» в данном случае таков: если каждая из компаний планирует увеличить объем производства на 10% (с 80 до 88) это будет сопровождаться увеличением прибыли до вычета процентов и налогов: для компании А — на 16%; для компании В — на 18,2%;для компании С — 22,9%. Заметим, что то же самое будет, если произойдет снижение объема производства по отношению к базовому уровню.