logo search
bilety_zaruba

61.Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919г.

В ходе создания новых органов революционной власти уже в ноябре 1918 г. лидирующие позиции среди повсеместно возникающих рабочих и солдатских Советов Германии (а кое-где и крестьянских Советов) заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет Народных Уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного "по­литического кабинета".

В феврале 1919 г. Национальное собрание начало свою работу в качестве высшего легитимного представительного органа государственной власти, полномочия которого были подтверждены Центральным советом рабочих и солдатских Советов.

Одним из первых законов Национального собрания стал Закон от 10 февраля 1919 г. "О временной имперской власти", закрепивший право и обязанность Национального собрания создать новую германскую конституцию с парламентско-республиканским строем, во главе с избранным на основе всеобщего избирательного права Национальным собранием. Главой государства должен был стать президент, главой правительства - министр-президент с правом контрасигнации постановлений президента, ответственный перед Национальным собранием. 11 февраля Национальное собрание избрало президентом республики, 13 февраля сформировано конституционное правительство.

В начале марта 1919 г. был принят "переходный закон", касающийся правопреемства Республики, постановивший, что все предписания, изданные кайзеровской империей, признаются действующими, поскольку они не противоречат временному имперскому и переходному закону.

Веймарская конституция.

Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции, это - принцип "народного единства" и "на­родного суверенитета", а также принципы "свободы" и "социаль­ной справедливости".

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма специфический характер. Бывшие "союзные государства" получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом, а рейхсратом .

За рейхстагом закреплялась высшая законодательная власть, в том числе право изменять Конституцию, а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики, решающее значение которого определялось его всенародным избранием, сро­к нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять "парламентскому абсолютизму", которого так боялись левые партии. В этой роли президент наделялся и правом отменить закон, принятый рейхстагом.