logo search
книга лосев

2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в патентном органе. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Владельцами товарного знака могут выступать физические и юридические лица.

Заявка на регистрацию товарного знака подается в патентный орган. Состав и содержание заявки, требования к документам, входящим в ее состав и требования к оформлению заявки определены в ст. 6 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Экспертиза поданной заявки включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Предварительная экспертиза проводится в 2-х месячный срок с даты ее поступления в патентный орган. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяются состав необходимых документов, правильность оформления заявки, уплата пошлины. Заявителю может быть предложено внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в этом. При принятии заявки к рассмотрению устанавливается приоритет этой заявки.

Приоритет товарного знака может определяться как по дате подачи заявки, так и на основании Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая предоставляет лицу, подавшему заявку на регистрацию товарного знака в стране, участвующей в конвенции, в течение 6 месяцев подавать заявки в других странах, участвующих в конвенции, с сохранением в качестве даты приоритета даты подачи первой заявки.

Не всякое обозначение товара может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Закон называет две группы оснований для отказа в регистрации товарного знака: абсолютные и иные основания. Деление оснований для отказа в регистрации на две названные группы вполне обоснованно: абсолютные основания для отказа в регистрации связанны со свойствами самого обозначения, заявляемого на регистрацию; иные основания связаны с тем, что в случае регистрации заявляемого обозначения в качестве товарного знака могут быть нарушены права или законные интересы других лиц. Поэтому наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации может определить само патентное ведомство, в первую очередь, оценить способность данного обозначения выполнять функции товарного знака. Иные основания для отказа в регистрации должны дать ответ на вопрос, не будет ли заявленное обозначение нарушать права третьих лиц, и ответ на этот вопрос во многих случаях может быть получен только после регистрации знака.

В ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» приводится перечень абсолютных оснований для отказа в регистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:

- не имеющие признаков различия;

- вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

- являющиеся общепринятыми символами и терминами;

- состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;

- представляющие собой форму товара или его упаковку, отличающиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Все эти обозначения могут включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если не занимают в нем доминирующего положения.

Также не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

- представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государства, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

- являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

- противоречащие публичному порядку, принципам гуманности и морали.

В ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» содержит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, повторяющие:

- известные в Беларуси фирменные наименования (или их части) в отношении однородных товаров;

- промышленные образцы, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

- наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;

- названия известных в Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права;

- фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке.

Экспертиза заявленного обозначения производится по завершению предварительной экспертизы. В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарному знаку. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. При положительном решении экспертизы заявленного обозначения патентный орган регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь и выдает владельцу свидетельство на товарный знак.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет. Таким образом, максимальный срок охраны товарного знака законом не ограничен.