logo search
Практикум по логике Смирнова, Шенберг

П. С. Пороховщиков (п. Сергеич) Искусство речи на суде (1910) о нравственной свободе оратора

Всякий искусственный прием заключает в себе некоторую долю лжи: пользование дополнительными цветами в живописи, несоразмерность частей в архитектуре и скульптуре применительно к расположению здания или статуи, риторические фигуры в словесности, демонстрация на войне, жертва ферзем в шахматах — все это есть до некоторой степени обман. В красноречии, как во всяком практическом искусстве, технические приемы часто переходят в настоящую ложь, еще чаще в лесть или лицемерие. Здесь нелегко провести границу между безнравственным и дозволенным. Всякий оратор, заведомо преувеличивающий силу известного довода, поступает нечестно; это вне сомнения; столь же ясно что тот кто старается риторическими оборотами усилить убедительность приведенного им соображения, делает то, что должен делать. Здесь отличие указать нетрудно; первый лжет, второй говорит правду: но первый может быть и вполне доб­росовестным, а доводы его все-таки преувеличенными. (Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2009. С. 264-265)

Задание 8.2

Свободная дискуссия на тему: «Как стать оратором?».