logo
Практикум по логике Смирнова, Шенберг

4.5. Условно-разделительный силлогизм

Умозаключение, в котором одна посылка – условное, а другая - разделительное суждение, называется условно-разделительным. Его разновидностью является дилемма, в которой разделительное суждение содержит две альтернативы.

Различают конструктивную и деструктивную дилеммы, каждая из которых делится на простую и сложную. Их схемы в символической записи:

простая конструктивная дилемма

(p→r)&(q→r), pvq;

r

сложная конструктивная дилемма

(p→q)&(r→s), pvr;

qvs

простая деструктивная дилемма

(p→q)&(p→r), ~qv~r;

~p

сложная деструктивная дилемма

(p→q)&(r→s), ~qv~s.

~pv~r

Задание 4.13

Установите вид дилеммы и запишите её формулу.

1. Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран – не можешь иметь друзей. Но ты или раб, или тиран. Значит, ты не можешь быть другом или не можешь иметь друзей.

2. Если Сидоров хорошо знает английский язык, то он может читать книги английских писателей в оригинале. Если Сидоров хорошо знает английский язык, то он может смотреть английские фильмы без субтитров. Сидоров не может читать книги английских писателей в оригинале, или не может смотреть английские фильмы без субтитров. Значит, Сидоров не знает хорошо английский язык.

3. Если данное явление психическое или физиологическое, то оно обусловлено внешним воздействием на организм. Данное явление является психическим или физиологическим. Значит, данное явление обусловлено внешним воздействием на организм.

4. Если ты учишься на филологическом факультете, то будешь филологом. Если ты учишься на юридическом факультете, то будешь юристом. Но ты не учишься, ни на филологическом факультете, ни на юридическом факультете. Значит, ты не будешь филологом или юристом.

5. Если я поеду в Москву, то увижу Красную площадь. Если я поеду в Великий Новгород, то увижу памятник «Тысячелетие России». Я не увидела Красную площадь или не увидела памятник «Тысячелетие России». Значит, я неверно, что я поехала в Москву или в Великий Новгород.

6. Если этот студент читал учебник по философии или посещал лекции по философии, то он имеет представление о метафизике Аристотеля. Мы точно знаем, что этот студент посещал лекции или читал учебник по философии. Значит, он должен иметь представление о метафизике Аристотеля.

7. Если вас интересует картина Поленова В.Д. «Иисус и грешница», то она выставлена в Русском музее. Если вас интересует картина Рембрандта «Даная», то она выставлена в Эрмитаже. Вас интересует картина Поленова В.Д. «Иисус и грешница» или картина Рембрандта «Даная». Значит, вам надо посетить соответствующую выставку в Русском музее или в Эрмитаже.

8. Если я поеду на юг на поезде, то я потрачу много времени на дорогу. Если я поеду на юг на поезде, то сэкономлю деньги на билетах. Но я не хочу тратить много времени на дорогу или не хочу экономить деньги на билетах. Значит, неверно, что я поеду на юг на поезде.

Задание 4.14

Придумайте простую конструктивную дилемму, сложную конструктивную дилемму, простую деструктивную дилемму, сложную деструктивную дилемму.