Тема 1: Предмет, методы и задачи курса: «Региональная экономика».
План
-
Предмет курса «Региональная экономика».
-
Методологические основы курса «Региональная экономика».
-
Задачи курса «Региональная экономика».
-
Структура курса «Региональная экономика».
Первый вопрос. Дисциплина «Региональная экономика» изучает основные закономерности и проблемы рационального (оптимального) размещения производительных сил и территориальной (пространственной) организации национальной и региональной экономики Украины.
Объектами изучения этой науки являются: элементы пространственной (территориальной) организации производительных сил, как природно-ресурсный, людской и трудовой потенциалы, отраслевые и межотраслевые комплексы, социальная инфраструктура, экологическая среда, территориальные системы хозяйствования.
Цель науки – всеобщее демографическое, экологическое, экономическое обоснование перспективного размещения производительных сил, повышения социально-экономической эффективности экономики регионов.
Во втором вопросе рассматриваются методологические основы курса «Региональная экономика». Следует отметить, что основоположниками рыночной теории размещения производства являются: И.Тюнен, А.Вебер, А.Гетнер, А.Льош, В.Кристаллер и др.
Становление и развитие науки о размещении и развитии производительных сил и региональной экономики в Украине осуществлялось под руководством академика В.И.Вернадского. Весомый вклад в теорию размещения производительных сил и региональной экономики внесли ученые: А.М. Алымов, П.Т. Ващенко, К.Г. Воблий, А.Т. Диброва, Ф.Д. Заставной, М.М. Паламарчук, В.В. Ковалевский, Е.П. Качан, А.П. Голиков и многие другие.
Методологической основой курса выступает материалистическая диалектика, следовательно, экономические категории и законы. Законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, отрицания, единства и борьбы противоположностей) дают возможность раскрыть сущность процессов и явлений, которые происходят в процессе размещения производительных сил и территориальной организации национальной экономики. Все явления и процессы, происходящие в размещении производительных сил, следует рассматривать исторически и в динамике, во взаимосвязи и взаимозависимости, в единстве общего, особенного и единичного.
В размещении производительных сил и региональной экономике используются четыре уровня научных методов исследования: общенаучный; междисциплинарный (общий для нескольких отраслей знаний); конкретно-научный или специальный; методо-технический.
Так, например, среди специальных методов используются такие как: учет своеобразия отдельных отраслей с народнохозяйственной оценкой экономической эффективности отдельного предприятия; анализ и синтез; сопоставление различных вариантов размещения производства; экономико-математическое моделирование и прогнозирование; картографический и статистический.
При методико-техническом уровне используются технико-экономические расчеты разной сложности и показатели.
В современных условиях наибольшее значение в исследованиях занимают проблемы размещения и развития производительных сил через призму социальных потребностей населения и социальных приоритетов. В основе современной теории развития региональной экономики лешит ее стабильность, а именно: сбалансированность экономических, социальных и экологических условий. В Украине для решения задач стабильного развития экономики необходимо преодолеть последствия социально-экономического кризиса и постепенного адаптирования народнохозяйственного комплекса к рыночным условиям и ускорение темпов интеграции в мировое хозяйство.
В третьем вопросе определяются основные задачи курса «Региональная экономика».
Региональная экономика принадлежит к тем дисциплинам, которые обеспечивают фундаментальную подготовку специалиста экономического направления, а именно, формируют у них научное видение общественных тенденций и перспектив развития национальной экономической системы, прививают определенные навыки анализа и научного обоснования отраслевого и территориального размещения производительных сил, организации производства в зависимости от наличия в стране природного и ресурсного потенциала.
В связи с этим, первоначальными задачами являются:
- овладение способами эффективного реформирования национальной экономики; - понимание сложной системы взаимосвязей между особенностями развития и размещения производительных сил, и уровнем социально-экономического развития регионов с одной стороны, и национальной экономической безопасностью – с другой;
- ознакомление с новейшими мировыми тенденциями, регионального развития и достижениями государственной региональной экономической политики стран мира, с оценкой возможности их использования в отечественной практике хозяйствования, а именно в плане определения статуса регионов, механизмов регионального управления, участие Украины в интеграционных процессах;
- понимание того, что участие Украины в мировых интеграционных процессах обуславливает не только оценки особенности формирования экспортно-импортного потенциала страны и ее регионов, а главное – обеспечение достижений в производстве конкурентоспособной продукции отечественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках и изменение в структуре экспорта, с точки зрения уменьшения зависимости страны от импорта отдельных групп товаров потребительского и производственного назначения от других стран.
В четвертом вопросе дается структура курса «Региональная экономика», который состоит из следующих разделов:
-
Теоретические основы размещения производительных сил и региональной экономики.
-
Хозяйственный комплекс Украины и природно-трудоресурсный потенциал ее регионов.
-
Региональная экономическая политика и международные экономические связи Украины.
- Введение
- Рабочая программа по дисциплине: «Региональная экономика»
- Краткое содержание курса: «Региональная экономика»
- Тема 1: Предмет, методы и задачи курса: «Региональная экономика».
- Тема 2: Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.
- Тема 3: Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства.
- Тема 4: Сущность, цели и задачи региональной экономической политики.
- Тема 5: Механизм реализации региональной экономической политики.
- Тема 6: Природно-трудоресурсный потенциал Украины.
- Камень облицовочный
- Тема 7: Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- 1. Экономика Украины как единый народнохозяйственный комплекс.
- 2. Топливно-энергитический комплекс и перспективы его развития.
- 3. Металлургический комплекс и перспективы его развития.
- Производство основных видов продукции черной металлургии в Украине по годам
- 4. Машиностроительный комплекс и перспективы его развития.
- 5. Химический и лесохимический комплекс, перспективы его развития.
- 6. Агропромышленный комплекс и его перспективы.
- 7.Транспортный комплекс и его перспективы.
- 8. Строительный комплекс и его перспективы.
- Тема 8: Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- Общая характеристика экономических районов Украины
- 1. Общая характеристика экономических районов Украины
- 2. Экономика Донецкого экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 3.Экономика Приднепровского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 4.Экономика Восточного экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 5.Экономика Центрального экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 6.Экономика Полесского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 7. Экономика Подольского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 8. Экономика Карпатского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 9. Экономика Причерноморского экономического района. Особенности развития и расширения производства.
- Тема 9: Международные экономические связи Украины и ее интеграция в европейские и другие мировые структуры.
- Приложение 1
- Приложение 2
- По курсу: «Региональная экономика»
- Литература